Бронеавтомобиль-дрезина 2593 «Сумида»
Япония 


 
Бронеавтомобиль-дрезина 2593 Сумида
 
 
Тактико-технические характеристики
бронеавтомобиля-дрезины 2593 «Сумида»
Боевая масса, т: 7,6;
Экипаж, чел.: 6;
Габаритные размеры, мм: длина - 6552, ширина - 1929, высота - 2971, колесная база - 3700, дорожный просвет - 400;
Бронирование, мм: лоб корпуса - 16, борта корпуса - 16, башня - 16;
Вооружение: один 6,5-мм пулемет тип 91;
Двигатель: 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 29,4 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 3,87;
Максимальная скорость, км/ч: по ж/д - 40, по шоссе - 60
 

    В 1930 году на базе шасси трехосного заднеприводного грузовика «Чийода» специалисты японских инженерно-железнодорожных войск разработали трехосную (6x4) бронемашину, которая могла ездить как по обычным дорогам, так и по железнодорожным рельсам. Машина получила обозначение 2590 «Сумида» и сразу же стала применяться японцами в оккупированной Манчжурии. В частности, она использовалась во время проведения операций в Жехэ на довольно значительном удалении от железной дороги. Особенность первой модели «Сумиды» заключалась в том, что колеса для езды по рельсам были наглухо соединены с полуосями. Колеса для езды по дорогам надевались на полуоси отдельно, при этом железнодорожные колеса служили в качестве тормозных барабанов. Ходовая часть этой модели бронемашины-дрезины была рассчитана на движение по широкой железнодорожной колее.
     Спустя год появился второй вариант бронеавтомобиля «Сумида», известный также под названием «ширококолейный железнодорожный тягач тип 91». Основным отличием этой модели от предыдущей было наличие механизма, позволявшего регулировать расстояние между колесами, что позволяло ездить по железнодорожным путям с колеей разной ширины. Под обозначением 2592 «Чийода», бронемашины этого типа с 1932 года начали поступать на вооружение подразделений морской пехоты японского императорского военно-морского флота и в середине 30-х годов прошлого века активно применялись японскими войсками в Китае. В некоторых источниках этот бронеавтомобиль ошибочно называют «Хококу», поскольку на наиболее известных фотоснимках с его изображением на борту машины видна иероглифическая надпись «Хококу-1» и ниже — «Нагаока шиго», что означает следующее «Первая машина, построенная на добровольные пожертвования жителей города Нагаока».


 
Бронеавтомобиль-дрезина 2593 Сумида модель 1933 г
 
 
Бронеавтомобиль-дрезина 2593 «Сумида» (модель 1933 г. ) с комплектом стальных ободов для езды по железнодорожным
рельсам
 

    Наконец, в 1933 году на базе шасси все того же трехосного грузовика «Чийода» был построен бронеавтомобиль-дрезина 2593 «Сумида» (или «Чийода-Сумида»), который имел незначительные отличия от своих предшественников. Броневик был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя и задним — боевого отделения. В состав экипажа этой машины входили 6 человек. Корпус бронемашины склепывался из броневых листов толщиной 16 мм которые устанавливались вертикально. Исключение составляли корма и крыша моторного отделения, где бронировка имела рациональные угль» наклона. Для посадки экипажа в машину и выхода из нее в бортах отделения управления и корме корпуса имелись прямоугольные двери, причем последние состояли из двух створок распахивавшихся в стороны бортов. Боковые двери броневика открывались в сторону кормы и чтобы защитить от обстрела спереди членов экипажа, выходивших из машины сразу же за моторным отсеком на некоторых машинах монтировались высокие — от днища корпуса до верхней кромки двери — полукруглые защитные броне-экраны.
     Переднюю часть обитаемого отсека занимало отделение управления, где справа располагался водитель, а слева от него — командир машины. Обзор водителю обеспечивало прямоугольное лобовое окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью, командир машины наблюдал за местностью через почти квадратную стрелковую амбразуру с бронезаслонкой. Кроме того в боковых дверях имелись узкие смотровые щели.
     За сиденьями водителя и командира находилось довольно обширное боевое отделение, борта которого были оборудованы стрелковыми амбразурами с бронезаслонками — по три на сторону — для ведения ружейного или пулеметного огня из машины. За клепаной конической башней кругового вращения, установленной на крыше боевого отделения, имелся прямоугольный люк, створки которого откидывались в стороны бортов. При необходимости через этот люк можно было войти в бронемашину или покинуть ее, а также вести наблюдение за местностью. С той же целью члены экипажа могли использовать большой полукруглый люк на крыше башни. В боевой обстановке для обзора использовались две смотровые щели в боках башни и задняя стрелковая амбразура с бронезаслонкой. В качестве штатного вооружения в башне «Сумиды» в шаровой установке был смонтирован 6,5-мм пулемет тип 91.


 
Бронеавтомобиль-дрезина type 2593 Sumida
 
 
Бронеавтомобиль-дрезина 2593 «Сумида» (модель 1933 г. )
 

    В передней части машины находилось моторное отделение, в котором был установлен 29,4-киловаттный (40 л. с.), четырехцилиндровый, рядный, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, который позволял бронемашине с боевой массой 7,6 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 40 км/ч и по рельсам со скоростью 60 км/ч. Доступ к двигателю с целью его ремонта и технического обслуживания обеспечивали люки с откидными крышками, предусмотренные в боковых стенках бронекапота. Радиатор защищали две подвижные броне-панели с горизонтальными щелевыми жалюзи. За пределами зоны боевых действий эти бронепанели могли раскрываться с целью наиболее эффективного охлаждения радиатора.
     В трехосной заднеприводной (6x4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах применялись колеса со сменными скатами. Для движения по обычным дорогам использовались литые грузовые шины, а для езды по железнодорожным рельсам — специальные стальные ободы. Сменный комплект на походе крепился на бортах машины. Для смены хода бронеавтомобиль был оборудован четырьмя домкратами, которые попарно монтировались на специальных рамах спереди и сзади машины и приводились от двигателя. Вся операция по смене хода занимала не более 10 минут. Нагрузка на оси распределялась следующим образом на управляемую переднюю ось приходилось 2,22 т на ведущие задние — по 2,69 т.


 
Один бронеавтомобиль-дрезина 2593 «Сумида» буксирует другой
 
 
Один бронеавтомобиль-дрезина 2593 «Сумида» буксирует другой
 

    Расстояние между колесами регулировалось, что позволяло бронемашине-дрезине ездить по железнодорожным путям с колеей разной ширины Бронемашина была оборудована сцепными приспособлениями и буферами железнодорожного типа, что позволяло буксировать вагоны с пехотой или военными грузами. В этом случае обычно использовались два бронеавтомобиля, которые сцеплялись попарно по схеме «тяни-толкай».
     В варианте дрезины бронеавтомобили «Сумида» использовалась для проведения ремонтно-восстановительных работ на поврежденных участках железнодорожного полотна, а также для патрулирования наиболее важных участков железных дорог. Находясь в отдалении от железнодорожных веток, броневики-дрезины 2593 «Сумида» применялись, как обычные бронеавтомобили.
     Особенно широко и успешно японцы использовали бронеавтомобили этого типа в Китае, где они очень быстро доказали свою эффективность. Однако с переносом основных боевых действий на Тихоокеанский ТВД интерес к бронемашинам-дрезинам заметно упал. И тем не менее, поступив на вооружение японской армии в 1933 году, бронеавтомобиль «Сумида» оставался в строю в течение всего начального периода второй мировой воины.


   
 
Смотрите на сайте:
 
  Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика