Специализированные варианты бронетранспортеров Sd.Kfz.251 Ausf. A/B/C/D
Германия 


    Специализированные варианты бронетранспортеров обозначались цифрами, которые добавлялись к стандартному обозначению машины, например Sd.Kfz.251/3 или Sd.Kfz.251/16 Следует отметить, что номера специализированных версии могли быть одинаковыми у машин всех модификаций от Ausf. А до Ausf. D.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/1  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/1
     Основной моделью бронетранспортера была машина Sd.Kfz.251/1, которая предназначалась для перевозки пехотного отделения, крупнокалиберного пулемета и могла служить самоходной пусковой установкой неуправляемых реактивных снарядов. Sd.Kfz.251/1 был стандартной машиной, перевозящей отделение моторизованной пехоты (10 человек) и вооруженной 1-2 пулеметами «Рейнметалл-Борзиг» MG 34 (к концу войны MG 42) калибра 7,92 мм с боекомплектом 2010 патронов. Постоянный экипаж бронетранспортера состоял из двух человек, командира машины и механика-водителя Боевая масса Sd.Kfz.251/1 достигала 9000 кг.
     Часть машин Sd.Kfz.251/1 вооружалась пулеметом MG 34 (MG 42) и перевозила 11 пехотинцев-десантников. В этом случае передний пулемет демонтировался и в боевом отделении на треноге устанавливался тяжелый пулемет.
     Некоторое количество бронетранспортеров Sd.Kfz.251/1 использовались в качестве самоходных пусковых установок неуправляемых реактивных снарядов (Wurtrah-men 40). Контейнеры с реактивными снарядами располагались по обоим бортам корпуса бронетранспортера — по три с каждой стороны. В вертикальной плоскости они наводились в секторе от +5° до +40° с помощью механизма наведения. Наведение в горизонтальной плоскости обеспечивалось поворотом машины. Для точной ориентации транспортера на маске двигателя имелись два штыря длиной по 400 мм. облегчавшие установку машины в заданном положении оси стрельбы. Пусковые установки выпускала берлинская фирма «Й Гаст АГ».
     Фугасные снаряды WGr 42 калибра 280 мм с 40 кг взрывчатого вещества размещались в металлических транспортно-пусковых контейнерах, а зажигательные снаряды калибра 320 мм с 50 литрами бензиновой смеси близкой по составу к напалму — в деревянных ящиках, которые одновременно служили пусковыми установками. Дальность стрельбы фугасным снарядом составляла 1900 м, а зажигательным — до 2200 м. Полный залп производился за 10 секунд.
     Чаще всего боекомплект состоял из пяти снарядов калибра 280 мм и одного снаряда калибра 320 мм или из трех выстрелов каждого вида. В качестве вспомогательного вооружения на машине устанавливались 1-2 пулемета MG 34 или MG 42 калибра 7.92-мм с боекомплектом 2010 патронов. Боевая масса Sd.Kfz.251/1 в варианте самоходной пусковой установки достигала 9140 кг. Расчет машины состоял из 7 человек.
     Машины Sd.Kfz.251/1 применялись в 1939-1945 годах на всех фронтах. В конце воины появились Sd.Kfz.251/1 «Фальке» оборудованные инфракрасным прожектором для подсветки целей по которым вели огонь танки PzKpfw V «Пантера» Ausf G. оснащенные пассивными ночными прицелами. Экипажи таких машин состояли из 12 человек.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/2  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/2
     Эта модель бронетранспортера была вооружена 80-мм минометом sGrWr 34 с боекомплектом из 66 мин, которые хранились внутри боевого отделения машины. Вспомогательное вооружение — 7,92-мм пулемет MG 34 (MG 42) с боекомплектом из 2010 патронов. Боевая масса машины составляла 8640 кг, экипаж — 8 человек. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/2 состояли на вооружении взводов огневой поддержки и рот моторизованной пехоты.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/3  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/3
     Бронетранспортеры этой версии использовались как машины связи. Боевая масса Sd.Kfz.251/3 составляла 8500 кг, экипаж — 7 человек. Промышленностью выпускались несколько вариантов Sd.Kfz.251/3, которые отличались используемыми средствами связи. Основными моделями были бронетранспортеры Sd.Kfz.251/3II, обеспечивавшие связь между танковыми подразделениями с помощью радиостанций FuG 8 и FuG 5. Sd Kfz 251/3 III, обеспечивавшие связь с авиацией и оборудованные передатчиком FuG 7 с дальностью действия до 50 км и приемником FuG 1 Sd Kfz 251/3IV — машина управления с радиостанциями FuG 11 и FuG 12. Sd.Ktz.251/3 V — машина управления с радиостанцией FuG 12. В меньших количествах производились бронетранспортеры с радиостанциями FuG 8. FuG 5 и FuG 4, использовавшиеся в артиллерийских дивизионах вермахта. Иногда на Sd.Kfz 251/3 устанавливались радиостанции дальнего действия мощностью 80 и 100 Вт.
     Все машины связи оборудовались штыревой антенной, смонтированной в верхней части корпуса бронетранспортера. Некоторые типы радиостанций, например FuG 11, работали с помощью складной мачты длиной 8 метров, которая устанавливалась на корме бронетранспортера.
     Транспортеры Sd.Kfz.251/3 имелись во всех подразделениях связи на всех уровнях управления. Часть бронетранспортеров использовалась в люфтваффе в качестве передовых пунктов наведения штурмовиков и бомбардировщиков. Бронетранспортеры связи вооружались 1-2 пулеметами MG 34 или MG 42 калибра 7,9 мм.

— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/4 
     Бронетранспортер Sd.Kfz.251/4 — это артиллерийский тягач с боевой массой 8750 кг и экипажем в составе 7 человек, предназначавшийся для буксировки 75-мм легких пехотных орудий le IG 18. 105-мм гаубиц le FH 18/1.37-мм противотанковых пушек Рак 35/36, 50-мм противотанковых пушек Рак 38 и 75-мм противотанковых пушек Рак 40. Вооружение транспортера состояло из пулемета MG 34. Машина перевозила 120 выстрелов калибра 75 мм.
     В ходе войны вместо транспортеров Sd.Kfz.251/4 стали использоваться полугусеничные тягачи и самоходные артиллерийские установки.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/5  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/5
     Бронетранспортер Sd.Kfz.251/5 предназначался для перевозки саперного отделения и инженерного снаряжения. Масса машины составляла 8870 кг, в состав экипажа входили 9 человек. В качестве вооружения на машине был установлен 7,92-мм пулемет MG 34 с боекомплектом из 4800 патронов. Часть Sd.Kfz.251/5 оборудовалась радиостанциями FuG 8 и FuG 4. Машины этой модели производились до 1943 года. Большое количество Sd.Kfz.251/5 были переделаны до уровня Sd.Kfz.251/7, при этом внешние отличия были настолько незначительными, что версии машин с трудом поддавались идентификации.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/6  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/6
     Sd.Kfz.251/6 — машина командиров высшего звена управления (дивизия, корпус, армия). Масса машины составляла 8500 кг, экипаж — 8 человек, вооружение — пулемет MG 34 с боекомплектом 1100 патронов. Радиосвязь поддерживалась с помощью радиостанций FuG 11 и FuG Тг мощностью 100 Вт. Начиная с 1943 года выпускались машины, оборудованные радиостанциями FuG 19 и FuG 12. В состав оборудования бронетранспортеров этого типа входили также шифровальные машинки типа «Энигма». Бронетранспортер Sd.Kfz.251/6 отличался рамочной (поручневой) антенной, смонтированной вокруг корпуса бронетранспортера. Чаще всего под командирские машины переоборудовались транспортеры Sd.Kfz. 251 Ausf А.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/7  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/7
     Транспортер Sd.Kfz.251/7 представлял собой улучшенную модель саперного бронетранспортера Sd.Kfz.251/5. Его масса составляла 8070 кг, экипаж — 7 человек. В качестве вооружения использовались два 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42) с боекомплектом 4800 патронов или 7,92-мм противотанковое ружье PzB 39 с боекомплектом 40 выстрелов.
     На обеих бортах корпуса имелись кронштейны. к которым крепились два саперных штурмовых мостка. Внутри боевого отделения перевозилось дополнительное инженерное снаряжение, в том числе взрывчатка и устройства, необходимые для уничтожения укреплений и бункеров. Чаще всего саперные бронетранспортеры производились на базе Sd.Kfz.251 Ausf С и D. Часть бронетранспортеров Sd.Kfz.251/7 оснащалась дополнительным средством связи — радиостанцией FuG 5. При необходимости бронетранспортер мог буксировать прицеп с инженерным оборудованием.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/8  
— Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/8
     Следующей моделью бронетранспортера Sd.Kfz.251 стала бронированная санитарная машина Sd.Kfz.251/8, имевшая массу 7470 и экипаж в составе 3 человек.
     Основной задачей бронетранспортера Sd.Kfz.251/8 являлась эвакуация раненых с переднего края в район, где их можно было перенести в колесные санитарные машины для дальнейшей отправки в госпиталь.
     Внутри машины помещались двое раненых на носилках и четверо сидячих легкораненых или же восемь легкораненых. Сверху боевое отделение машины было накрыто брезентовым тентом На кормовом броневом листе машины крепились канистры с топливом и водой. Бронированные санитарные машины Sd.Kfz.251/8 вооружения не имели.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/9  
— Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/9
     Sd.Kfz.251/9 — это бронетранспортер, вооруженный короткоствольной 75-мм пушкой, которой ранее оснащались средние танки PzKpfw IV Ausf A-F1. Бронетранспортерами Sd.Kfz.251/9 укомплектовывались подразделения моторизованной пехоты вермахта.
     В видоизмененной лобовой плитой боевого отделения Sd.Kfz.251/9 устанавливалась короткоствольная 75-мм нарезная пушка KwK 37 U2A (длина ствола 1765,3 мм) с клиновым замком, имевшая прямоугольный броневой щит, защищавший расчет от пуль и мелких осколков. Канал ствола имел 29 правосторонних нарезов глубиной 0,85 мм. В горизонтальной плоскости орудие могло наводиться на цель в секторе ±12° относительно продольной оси машины. Угол склонения пушки составлял -10°. а максимальный угол возвышения +12°. Боекомплект, как правило, состоял из 52 бронебойных и фугасных выстрелов.
     Для стрельбы использовались дымовые (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), фугасные (масса 5,73 кг, начальная скорость 450 м/с), и бронебойные выстрелы К Gr rot Pz (масса 6,8 кг, начальная скорость 380-415 м/с), которые на расстоянии 1000 м пробивали броню толщиной 35 мм. Кроме того, в состав боекомплекта входили кумулятивные выстрелы 38 HL1/A, HL1/B и HL1/C с массой 4,40 кг, 4,57 кг и 4,80 кг соответственно и начальной скоростью 450 м/с. С расстояния 1000 м кумулятивный снаряд, в соответствии со своей массой пробивал броню толщиной 70, 75 и 100 мм, тогда как обычный бронебойный снаряд К Gr rot Pz осиливал броневую защиту толщиной 41 мм. Стандартный боекомплект в процентном соотношении состоял из 25 % бронебойных. 10 % дымовых и 65 % фугасных выстрелов. В моторизованных частях это соотношение было несколько иным 80 % фугасных выстрелов и 20 % бронебойных. Для наведения орудия на цель в распоряжении наводчика имелся прицел SflZF 1 b/Rblf с 5-кратным увеличением, углом зрения 8° и дальностью 2000 м. В качестве вспомогательного вооружения на Sd.Kfz.251/9 имелись два пулемета MG 34 или MG 42 с боекомплектом из 2010 патронов.
     В транспортерах более поздних производственных серий маска пушки монтировалась на основе, размещавшейся на крыше корпуса над сиденьями механика-водителя и командира машины. Лафет пушки монтировался на тумбе, неподвижно закрепленной на полу боевого отделения. Появились также дополнительные бортовые броневые щиты, обеспечивавшие защиту экипажа.
Прототип машины был построен на заводе фирмы «Бюссинг-НАГ» в марте 1942 года. В июне того же года два прототипа были отправлены на Восточный фронт для испытаний в боевых условиях. Тогда же фирма-производитель получила заказ на 150 машин этого типа.
     В 1944 году в процессе модернизации транспортера были осуществлены описанные выше изменения в конструкции корпуса. Усовершенствованию подверглась также 75-мм пушка, которая получила обозначение К 51 (Sf) LV24 В войсках Sd Kfz 251/9 назывался «StummeN. Боевая масса машины достигала 8530 кг, ее экипаж состоял из 5 человек. В качестве эксперимента на одном из бронетранспортеров Sd.Kfz.251/9 устанавливалась 50-мм противотанковая пушка Рак 38 Кроме того, изучалась возможность вооружения машины танковой пушкой KwK 39 L760 калибра 50 мм.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/10  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/10
     Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/10 использовались как машины командиров взводов в батальонах и полках моторизованной пехоты и вооружались 37-мм противотанковой пушкой Рак 35/36 U45 (длина ствола 1665 мм) с боекомплектом из 168 выстрелов. Ее снаряд Pzgr имел массу 0.685 кг. начальную скорость 745 м/с и с расстояния 1000 м пробивал броню толщиной 22 мм. Наведение пушки на цель осуществлялось с помощью прицела ZF 1x11. В качестве дополнительного вооружения на бронетранспортере имелся 7,92-мм пулемет MG 34 (MG 42) с боекомплектом из 1100 патронов или 7,92-мм противотанковое ружье PzB 39, боекомплект которого насчитывал 40 выстрелов. Боевая масса Sd.Kfz.251/10 составляла 8020 кг, экипаж машины состоял из пяти человек.
На бронетранспортерах Sd.Kfz.251/10 более поздних производственных серий броневой щиток пушки был демонтирован, иногда оставалась частичная защита, прикрывавшая орудие только с боков.
     В течение 1944 года бронетранспортеры Sd Kfz 251/10 были сняты с вооружения линейных частей вермахта, при этом часть машин была перевооружена 75-мм пушкой KwK 37 U24.

— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/11
     Sd.Kfz.251/11 — бронированный укладчик телефонного кабеля с боевой массой 8500 кг и экипажем из пяти человек. Вооружение машины состояло из двух пулеметов MG 34 или MG 42 с боекомплектом из 2100 патронов.
Прототип был заказан 15 января 1942 года, а серийное производство бронированного кабелеукладчика началось уже в августе того же года.
     Бронетранспортер использовался для укладки телефонных линий дальней связи. Выпускались две модели Sd.Kfz.251/11 с кабельными прицепами Feidkabeltrager 6 (gp) или Feidkabeltrager 10 (gp). Машина оснащалась специальным шестом для укладки кабеля и контейнером для катушки с телефонным кабелем, который крепился на правом переднем крыле. Довольно часто бронетранспортеры Sd.Kfz.251/11 оснащались шифровальными машинками типа «Энигма».

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/12  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/12
     Sd.Kfz.251/12 — бронированная машина артиллерийской разведки и управления. Бронетранспортеры этого типа оборудовались радиостанцией FuG 8 и рамочной антенной. Масса машины составляла 8670 кг, ее экипаж состоял из 6 человек. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/12 выпускались до середины 1943 года.

 

 

— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/13
     Sd.Kfz.251/13 — артиллерийская машина акустической разведки. Помимо акустической установки она была оборудована магнитофоном, который регистрировал акустическую информацию для ее последующей обработки специалистами. Бронетранспортеры этого типа выпускались в небольшом количестве и только до середины 1943 года.

— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/14
     Sd.Kfz.251/14 — вспомогательная машина артиллерийской разведки с массой 8500 кг и экипажем из 8 человек. Высота машины достигала 2500 мм. Бронетранспортер оснащался акустической аппаратурой, позволявшей идентифицировать и определять местонахождение артиллерии противника.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/15  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/15
     Sd.Kfz.251/15 — вспомогательная артиллерииская машина, оборудованная прожектором для освещения целей и запасом осветительных ракет. Машины этого типа выпускались до середины 1943 года.

 

 

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/16  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/16
     Sd.Kfz.251/16 — самоходная огнеметная установка. Боевая масса машины составляла 8620 кг, экипаж — 5 человек. Бронетранспортер Sd.Kfz.251/16 был вооружен двумя 14-мм огнеметами и двумя 7,92-мм пулеметами MG 34 или MG 42 с боекомплектом из 2010 патронов. Огнеметы монтировались по обоим бортам машины, в горизонтальной плоскости они могли наводиться на цель в секторе 90°, а в вертикальной плоскости имели максимальный угол возвышения +40°.
     Воспламеняющая смесь перевозилась в двух контейнерах общей емкостью 700 л, которые размещались внутри корпуса машины в кормовой части боевого отделения. Ее запаса хватало на 80 двухсекундных выстрелов.
     Несколько машин Sd.Kfz.251/16 оснащались переносным огнеметом «Фламмен-верфер 42» калибра 7 мм. Емкости с воспламеняющей жидкостью, предназначавшейся для него, крепились к дверям боевого отделения.
     Прототип Sd.Kfz.251/16 был изготовлен в январе 1943 года. Чаще всего для производства самоходных огнеметных установок использовались бронетранспортеры Sd.Kfz.251 Ausf. С.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/17  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/17
     Бронетранспортер Sd.Kfz.251/17 был вооружен 20-мм автоматической зенитной пушкой Flak 38 L/112.5 и представлял собой самоходную зенитную установку. Помимо 20-мм зенитного автомата. Sd.Kfz.251/17 имел дополнительное вооружение в виде двух пулеметов MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Боекомплект машины насчитывал 600 выстрелов для пушки Flak 38 и 2010 патронов для пулеметов. Для ведения стрельбы наводчик имел в своем распоряжении стандартный прицел ZF 3x8. Боевая масса машины достигала 8800 кг, ее обслуживание обеспечивал экипаж в составе 4-6 человек.
     Испытания первых прототипов начались 26 октября 1943 года. Испытывались машины, изготовленные на базе бронетранспортеров Sd.Kfz.251 модификаций Ausf А и В. Кроме того, была выпущена серия машин на базе Sd.Kfz.251 Ausf. С. В конце войны появилась модель с лафетом, который обеспечивал вращение пушки на 360°. На бронетранспортерах поздних производственных серий пушка размещалась по центру корпуса в маленькой башенке. Борта боевого отделения машин этой модели откидывались в стороны, образуя платформу, на которой было удобнее работать артиллерийскому расчету.
     В 1943 году был разработан проект самоходной артиллерийской установки на базе Sd.Kfz.251 с боевым отделением как на бронетранспортере Sd.Kfz.10/5.
     Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/17 использовались главным образом в частях люфтваффе в качестве средств, противовоздушной обороны. Кроме того, ими укомплектовывались некоторые танковые подразделения.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/18  

— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/18
     Sd.Kfz.251/18 — машина разведки и связи, которая оборудовалась радиостанцией FuG 8 и большим столом для работы с картами. устанавливавшимся в боевом отделении. Машина обслуживалась экипажем из 6 человек Для ее производства использовались бронетранспортеры Sd.Kfz.251 Ausf В и С

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/19  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/19
     Sd.Kfz.251/19 — передвижной пункт телефонной связи. Машина оснащалась оборудованием для укладки телефонного кабеля, телефонным коммутатором и системой монтажа воздушных линий Sd.Kfz.251/19 применялись в условиях непосредственного соприкосновения с противником, когда прокладка телефонной линии патрулем связи не представлялась возможной. Передвижные пункты телефонной связи Sd Kfz 251/19 производились на базе шасси бронетранспортеров Sd Kfz. 251 Ausf A/D.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/20  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/20
     Это обозначение было присвоено бронетранспортеру Sd.Kfz.251 (чаще всего модификации D), оборудованному инфракрасным прожектором «Beobachtungsgeral 1251», который предназначался для подсвечивания целей для танков PzKpfw V «Пантера» Ausf G (Sd.Kfz.171), оснащенных пассивным ночным прицелом с дальностью действия 400 м. Прожектор мог вращаться на 360° и эффективно действовал на расстоянии 1000-1500 м. С ним был спарен оптический прибор «Beobachtungstefescope 1221». В походном положении прожектор опускался в боевое отделение Sd.Kfz.251/20. Обычно одна такой бронетранспортер взаимодействовал с целым взводом танков «Пантера» или с пятью машинами этого типа. Экипаж Sd.Kfz.251/20 состоял из четырех человек. В августе 1944 года вермахт заказал 600 Sd.Kfz.251/20. и к концу года в войска поступило небольшое количество этих машин, получивших прозвище «Uhu» (сова).

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/21  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/21
     Следующей моделью Sd.Kfz.251 стала самоходная зенитная установка, вооруженная строенной зенитной пушкой «Маузер» MG 151/15 калибра 15 мм, а позднее MG 151/20 калибра 20 мм, которые представляли собой стандартное вооружение самолетов люфтваффе.
     Трехствольный зенитный автомат был смонтирован на защищенной бронелистом тумбовой установке, расположенной внутри боевого отделения бронетранспортера. Казенные части пушек были развернуты таким образом, что эжекторы стреляных гильз смотрели в разные стороны. Гильзы и звенья патронной ленты попадали в емкость, находившуюся при средней пушке. Патронные коробки располагались в тумбовой установке и перемещались вместе с артиллерийской системой. Чаще всего боекомплект состоял из 400 патронов для средней пушки и 250 патронов для каждой крайней. Определенные трудности возникали с пополнением боекомплекта для средней пушки. Для стрельбы использовались зажигательные, трассирующие и бронебойные боеприпасы. Наводчик располагался за пушками и наводил установку на цель с помощью двух маховиков, расположенных по обе стороны от замков пушек. Для прицеливания использовались оптический и кольцевой прицелы. Запасные патронные ленты хранились в корме боевого отделения бронетранспортера. Полный возимый боекомплект состоял из 3000 патронов. Машина обслуживалась экипажем из 6 человек. Небольшая серия бронетранспортеров Sd.Kfz.251/21 модификации Ausf.С была выпущена без броневой защиты зенитной установки. В качестве дополнительного вооружения бронетранспортер Sd.Kfz.251/21 оснащался 7,92-мм пулеметом MG 42, который крепился на специальном кронштейне в кормовой части боевого отделения машины.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/22  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/22
     Нехватка средств борьбы с танками противника вынудила командование вермахта пойти на экстренное модифицирование бронетранспортера Sd.Kfz.251. На модели Sd.Kfz.251/22 за рабочим местом водителя в боевом отделении устанавливалась противотанковая пушка Рак 40/1L/46 калибра 75 мм, смонтированная на лафете идентичном тому, который использовался на бронемашине Sd.Kfz.234/4 «Пума». Для монтажа противооткатного устройства пушки пришлось вырезать верх крыши над местом водителя машины. Боекомплект состоял из 22 выстрелов, которые хранились в основной боеукладке с правой стороны от пушки (17 выстрелов) и в малой — под станиной пушки (5 выстрелов). В вертикальной плоскости орудие могло наводиться на цель в секторе от -3° до +48°. а в горизонтальной плоскости — 20° влево и 18° вправо относительно продольной оси машины. Для ведения огня в распоряжении наводчика имелся прицел ZF 3x8.
     Экипаж Sd.Kfz.251/22 состоял из четырех человек. Командир бронетранспортера размещался в корме боевого отделения справа. Слева от пушки находилось рабочее место наводчика, который сидел на складном деревянном сиденье. Там же располагались два заряжающих. В ходе эксплуатации машины в боевых подразделениях выявился ее основной недостаток машина была значительно переутяжелена, в результате чего часто случались поломки шасси и переднего моста.
     Первый прототип бронетранспортера Sd.Kfz.251/22 был изготовлен 3 декабря 1944 года. В том же месяце началось его серийное производство. Всего было выпущено несколько десятков машин этого типа. Танковые дивизии образца 1945 года должны были иметь 9 Sd.Kfz.251/22 в противотанковом дивизионе, 3 в разведывательном дивизионе и по 6 в танковых подразделениях.

  Бронетранспортер Sd.Kfz.251/23  
— Бронетранспортер Sd.Kfz.251/23
     Последняя модель бронетранспортера Sd.Kfz.251 — Sd.Kfz.251/23 —представляла собой транспортер, вооруженный 20-мм пушкой KwK 38 L755. смонтированной в стандартной башенке Hanglafelte 38, которая устанавливалась на бронемашинах Sd.Kfz.234/1 и Sd.Kfz.222. Пушка имела угол склонения -10° и угол возвышения +85°. Боекомплект к ней состоял из 100 выстрелов, а к спаренному 7,92-мм пулемету MG 42—из 2010 патронов. Подобным образом были переоборудованы более десятка бронетранспортеров Sd.Kfz.251 Ausf. D. Экипаж машины состоял из четырех человек. В качестве средства связи бронетранспортер Sd.Kfz.251/23 был оборудован радиостанцией FuG 12.
     Серийное производство бронетранспортера Sd.Kfz.251/23 началось в декабре 1944 года. В ходе боевых действий появлялись и другие модели Немецкие конструкторы постоянно работали над усилением огневой мощи боевых машин, создававшихся на базе бронетранспортеров Sd.Kfz.251.
     30 сентября 1943 года Гитлер распорядился разработать машину, вооруженную 75-мм пушкой Рак 42 L/70. 20 января 1944 года состоялись испытания бронетранспортера с этой пушкой, в ходе которых выяснилось, что Sd.Kfz.251 не обладает достаточной проходимостью в условиях бездорожья. Кроме этой модели испытывалась также машина, вооруженная 88-мм пушкой Рак 43.

    Некоторое количество транспортеров Sd.Kfz.251 было переоборудовано в транспортеры боеприпасов, которые широко использовались в танковых и моторизованных частях вермахта.
     В целом Германия не экспортировала бронетранспортеры Sd.Kfz.251 своим союзникам. Однако некоторое их количество, в основном модификации D. получила Румыния. Отдельные машины попали в венгерскую и финскую армии, но информации об их использовании в боевых действиях нет. Использовали трофейные полугусеничники Sd.Kfz.251 и американцы. На захваченные в ходе боев машины они обычно устанавливали 12,7-мм пулеметы «Браунинги» М2. Несколько бронетранспортеров были оборудованы или пусковыми установками Т34 «Каллиопа», которые состояли из 60 труб-направляющих для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами.
     Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 выпускались различными предприятиями как на территории Германии, так и оккупированных стран. При этом была широко развита система кооперации: некоторые фирмы занимались только сборкой машин, а другие производили запчасти, а также готовые узлы и агрегаты к ним. Основными производителями были фирмы «Ганомаг» и MNH в Ганновере, «Ф. Шихау» в Эльбинге, а также «Бумаг», «Везерхютте» и «Боргвард». С 1944 года выпуском бронетранспортеров занялись фирмы «Эванс унд Пистор», «Дойче веерке» (Киль) и «Бюссинг» НАГ.

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика