Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Моррис»
Великобритания 


  Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Моррис» Mk I  
 
Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Моррис» Mk I
 
 
Тактико-технические характеристики легкого бронеавтомобиля «Моррис» Mk I
Боевая масса, т: 3,71;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина – 3910, ширина – 2010, высота – 1830, дорожный просвет – 170;
Бронирование, мм: корпус – 14, башня – 12, крыша корпуса и башни – 8;
Вооружение: 14 - мм противотанковое ружье «Бойс», 7,7-мм пулемет «Брен», один 101,6 -мм дымовой гранатомет;
Двигатель: «Моррис» ЕК, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 3520 см3, мощность 52,2 кВт при 3100 об/мин;
Удельная мощность, кВТ/т: 14,07;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 80;
Запас хода, км: 234
 

    В годы второй мировой войны британские вооруженные силы использовали три типа бронеавтомобилей. К первому «Car. armoured», относились боевые машины, которые своим мощным бронированием и вооружением напоминали легкие танки на колесах, впрочем, одно время они и были стандартизированы, как таковые («Light Tank. Wheeled»); ко второму — «Car. Scout» — причислялись небольшие подвижные машины, предназначавшиеся для действий в авангарде основных сил, и к третьему — «Car. Light Reconnaissance», легкобронированные машины, обеспечивавшие защиту лишь от огня легкого стрелкового вооружения и наиболее пригодные для выполнения задач связи. Бронемашинам различных типов присваивались названия фирм-производителей, как правило, это были те же фирмы, которые в мирное время выпускали автомобили. Легкие разведывательные бронеавтомобили раннего выпуска, в конструкции которых использовались шасси обычных легковых автомобилей, строились в лихорадочной спешке, зачастую с использованием подручных материалов, в атмосфере ожидания неминуемого вторжения немецких войск, которое, как ожидалось, должно было последовать со дня на день. И лишь когда ситуация на фронте стабилизировалась, появились основательно проработанные проекты новых боевых машин, для реализации которых имелось достаточно много времени.


  Схема легкого разведывательного бронеавтомобиля «Моррис» Mk I  
 
Схема легкого разведывательного бронеавтомобиля «Моррис» Mk I
 

     К машинам последнего типа «Саг. Light Reconnaissance» относился и легкий разведывательный бронеавтомобиль «Моррис», созданный в 1940 году фирмой «Моррис коммершиал карз», в конструкции которого было использовано немало оригинальных технических решений.
     Экипаж машины состоял из трех человек, которые сидели бок о бок, причем водитель располагался посередине. Справа от него сидел командир машины (он же стрелок), обслуживавший легкий 7,7-мм пулемет «Брен», установленный в маленькой многогранной башне кругового вращения. Слева находилось рабочее место радиста, который при необходимости вел огонь из 14-мм противотанкового ружья «Бойс», закрепленного в специальных держателях в амбразуре любой из двух откидных створок люка на крыше боевого отделения. В качестве средства связи на бронемашине устанавливалась стандартная радиостанция № 19.
     Помимо необычного размещения членов экипажа машина отличалась полностью закрытым корпусом с гладким днищем, способствовавшим повышенной проходимости. Модель «Моррис» Mk I имела привод только на задние колеса, при этом управляющие передние колеса обладали независимой пружинной подвеской, тогда как задняя ось подвешивалась на традиционных листовых полуэллиптических рессорах. В ходовой части использовались колеса с шинами размером 9,00-16.
     Корпус бронемашины склепывался из листов броневой стали различной толщины, которые спереди и на корме устанавливались с рациональными углами наклона. Лоб, корма и борта корпуса имели толщину 14 мм, пулеметная башенка бронировалась 12-мм листами, крыша 8-миллиметровыми. Такое легкое бронирование могло защитить экипаж только от огня обычного стрелкового оружия, да и то не с самого близкого расстояния.


  Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Моррис» Mk II  
 
Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Моррис» Mk II
 

     В кормовой части корпуса в моторном отсеке устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Моррис» ЕК с рабочим объемом 3520 см3 , развивавший мощность 52,2 кВт (71 л. с.) при 3100 об/мин, что позволяло легкой бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 80 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач и механические тормоза.
     На некоторых машинах, предназначавшихся для передовых артиллерийских наблюдателей, башня отсутствовала. Вместо нее устанавливались два артиллерийских дальномера. Эта модель получила обозначение МК I ОР.
     Тонкая броня и легкое вооружение — противотанковое ружье «Бойс» при стрельбе давало сильнейшую отдачу, но было эффективно только против легкобронированного противника — не могли обеспечить «Моррису» блестящего будущего. С начала 1942 года до середины 1943 года двумя партиями было построено около 1000 бронемашин, причем количество машин во второй партии было сокращено 225 «Моррисов» из этого количества или из отдельного заказа предназначались для ВВС. Средняя стоимость бронемашины в ценах 1942-1943 годов составила 900 фунтов стерлингов.
     С конца 1943 года на смену модели Mk I пришла полноприводная (4x4) модификация Mk II. Всего было выпущено более 1050 машин этого типа.
     По данным фирмы «Моррис коммершиал карз» за июнь 1945 года всего было выпущено 2274 броневика модификаций Mk I и Mk II, причем еще 30 машин оставалось поставить заказчику. Компетентная комиссия, состоявшая из специалистов по разработке бронетанкового вооружения и техники, изучавшая возможности дальнейшей модернизации легких разведывательных бронеавтомобилей «Моррис», в своем отчете указала следующее: «После объединения разведывательного корпуса с Королевским танковым корпусом эта машина была всесторонне изучена комиссией разработчиков бронетанковой техники. Несмотря на невозможность ее дальнейшего модифицирования, удалось улучшить броневую защиту днища и добиться более рационального размещения возимого оборудования и снаряжения. Для усиления броневой защиты днища были разработаны и успешно испытаны два варианта решения. Вариант 21-й армейской группы будет использован для переделки машин, уже эксплуатирующихся в войсках, вариант отдела по разработке бронетанкового вооружения и техники будет внедряться в процессе серийного производства». Здесь будет уместно добавить, что к тому времени выпуск легких разведывательных бронеавтомобилей «Моррис» уже был практически завершен.


  Схема легкого разведывательного бронеавтомобиля «Моррис» Mk II  
 
Схема легкого разведывательного бронеавтомобиля «Моррис» Mk II
 

     На базе того же шасси фирма «Моррис» разработала несколько довольно необычных машин. Прототип легкой разведывательной бронемашины имел две маленькие башенки и колеса, спрятанные за бронировкой корпуса. Боевая одноместная машина «Глэнвилл» была вооружена неподвижной спаренной пулеметной установкой, от которой в 40-х годах было мало проку. Еще одним необычным образцом была бронемашина, вооруженная 6-фунтовой пушкой с автоматическим механизмом заряжания, расположенной в самом низу корпуса. Машина называлась «Файэфлай» (светляк) и представляла собой подобие штурмового орудия. Этот перечень можно завершить упоминанием об узкой двухместной бронемашине «Саламандра», внешне похожей на сильно «похудевшую» легкую разведывательную машину, упоминавшуюся выше. Из-за башни, установленной на крыше корпуса, она казалась еще уже, чем на самом деле Ни одна из упомянутых машин не вышла из стадии прототипа и не запускалась в серийное производство.
     Первые легкие разведывательные «Моррисы» поступили в части Королевских ВВС в конце 1941 года под наименованием «бронеавтомобиль «Моррис» тип Е» и использовались в Северной Африке для охраны аэродромов. В метрополии их привлекали в основном к несению патрульной службы.
     В 1942-1943 годах бронемашины этого типа находились на вооружении 12-го полка Подольских и 15-го полка Познаньских улан из состава 2-го польского корпуса на Западе и принимали участие в боевых действиях на Ближнем и Среднем Востоке.
     При высадке в Нормандии бронеавтомобили «Моррис» имелись в частях Королевских ВВС, а также в 11-й и 12-й инженерно-саперных ротах 1-й польской танковой дивизии.

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
Вся размещенная на сайте информация является собственностью администрации.
При копировании материалов, ссылка на zonwar.ru обязательна.
 
 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика