Импровизированные бронеавтомобили
Великобритания 


  Импровизированный бронеавтомобиль «Армадилло» Mk I  
 
Импровизированный бронеавтомобиль «Армадилло» Mk I
 

    В июне 1940 года, после разгрома британских экспедиционных сил, во Франции стала реальной угроза вторжения вермахта на Британские острова. Среди перечня срочных мер, необходимых для обороны метрополии, одним из главных пунктов было экстренное увеличение парка бронетанковой техники. К выполнению этой задачи, помимо специализированных танкостроительных фирм, привлекались многочисленные мелкие предприятия и мастерские. На них возлагалась работа по созданию бронеавтомобильной техники, главным образом путем бронирования шасси коммерческих грузовых и легковых автомобилей. Эти машины предполагалось использовать в батальонах ополчения, а также для охраны и обороны аэродромов, промышленных предприятий и других важных объектов.

  Импровизированный бронеавтомобиль «Армадилло» Mk III  
 
Импровизированный бронеавтомобиль «Армадилло» Mk III
 

     Самую большую группу таких импровизированных бронеавтомобилей составляли легкие машины, объединенные общим названием «Биверетт» и сконструированные по единому проекту. Они выпускались с 1940 года по инициативе министра авиационной промышленности лорда Бивербрука для ВВС, армии и ополчения. С 1940 года в подразделениях последнего в значительных количествах использовались бронированные грузовики «Бедфорд» ОХА.
     Весьма любопытным порождением бронеавтомобильной «лихорадки», охватившей Великобританию после Дюнкерка, стали боевые машины с булыжной и бетонной «броней».
     К первой группе относятся машины семейства «Армадилло», выпускавшиеся заводом фирмы «Лондон, Мидлэнд энд Скоттиш рэйлуэй» в Волвертоне. За кабиной грузовика монтировался деревянный короб размерами 1780х1625х 1370 мм. Внутрь него вставлялся второй, при этом зазор между их стенками составлял 152 мм. Это пространство заполнялось галькой, щебнем или мелким булыжником. Такая конструкция могла выдерживать пулеметный огонь с близких дистанций. В стенках короба имелись бойницы, закрываемые стальными заслонками, а сверху — устройство для установки пулемета «Льюис». Стекла кабины грузовика защищались листами котельного железа. Было изготовлено 312 таких машин, получивших название «Армадилло» Mk I. В отличие от них 295 «Армадилло» Mk II, изготовленных на базе 3-тонного грузовика «Бедфорд», имели удлиненный короб и защиту радиатора и бензобака. На 55 экземплярах «Армадилло» Mk III в задней части укороченного (по сравнению с моделью Mk II) короба устанавливалась 1,5-фунтовая пушка.


  Импровизированный бронеавтомобиль «Армадилло» Mk I  
 
Импровизированный бронеавтомобиль «Дикон» (дьякон)
 

     Другим необычным материалом для изготовления «брони» стал бетон. Кузова старых коммерческих двух- и трехосных тяжелых грузовиков оборудовались бетонными коробами различной формы. Бетоном покрывались и кабины. Такая защита выдерживала попадания даже бронебойных пуль. Эти машины выпускались фирмой «Мессис конкрит» под общим названием «Бизон», являвшимся торговой маркой фирмы.
     Еще одна группа импровизированных бронеавтомобилей, предназначавшихся для противовоздушной обороны авиационных заводов, носила название «Бивер-Ил» в честь лорда Бивербрука — инициатора их постройки. Эти машины изготавливались на базе 3-тонного грузового автомобиля «Лейланд ретривер». В открытом сверху бронированном кузове в разных комбинациях устанавливали пулеметы «Льюис», 20-мм или 1,5-фунтовью пушки. Все 336 броневиков этого типа вплоть до 1944 года использовались в Королевских ВВС.


  Импровизированный бронеавтомобиль «Армадилло» Mk I  
 
Импровизированный бронеавтомобиль «Дикон»
 

     Кроме вышеупомянутых боевых машин, выпускавшихся сериями и по типовым проектам на вооружении частей ополчения состояло большое количество броневых и полуброневых автомобилей, изготовленных мелкими партиями и штучно. Их бронезащита в конструктивном отношении иногда была выполнена довольно неплохо, в большинстве же случаев — кустарно. Реальной боевой силы эти машины не представляли и способствовали лишь подъему боевого духа ополченцев юго-восточных графств Англии.
     К импровизированным броневым автомобилям можно отнести и самоходно-артиллерийские установки на автомобильных шасси. В 1940 году части береговой обороны пополнились 49 полубронированными тяжелыми грузовиками АЕС «Маммут», в кузовах которых были установлены 4-дюимовые морские пушки периода первой мировой войны.
     Более легкая установка, вооруженная 6-фунтовой пушкой и построенная в большем количестве прославилась в ходе Североафриканской кампании. В отличие от большинства импровизированных боевых машин англичан, эта, получившая прозвище «Дикон» (дьякон), выпускалась не в метрополии, а непосредственно ремонтными мастерскими на театре военных действий и принимала активное участие в боях с противником.


  Бронеавтомобиль «Дикон» москируется под гражданский грузовик  
 
Бронеавтомобиль «Дикон» москируется под гражданский грузовик
 
   
 
Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика