Полугусеничный бронетранспортер Б-3
СССР 


  Полугусеничный бронетранспортер Б-3  
 
Тактико-технические характеристики
полугусеничного бронетранспортера Б-3
Боевая масса, т: 7,1;
Экипаж, чел.: 2+10;
Габаритные размеры, мм: длина – 6530, ширина – 2350, высота – 2400 (по тенту), клиренс – 330, ширина гусеницы – 300;
Бронирование, мм: 6-15 мм (не броневая сталь);
Вооружение: 12,7-мм пулемет ДШК;
Боекомплект: 250 патрон:
Двигатель: ЗИС-16, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 68,4 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 9,63;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 40
Запас хода по шоссе, км: 150;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 28; брод, м - 0,6
 

    В начале 1944 года ЗИС изготовил опытный 12-местный бронетранспортер Б-3. Иногда в отчетах его именовали АТ-3, хотя эту небронированную машину, построенную в сентябре 1943 года, можно рассматривать только как шасси для Б-3. При боевой массе 7,1 т. Б-3 развивал максимальную скорость не более 40 км/ч — явно недостаточную для машины этого класса. Вместе с тем, низкое среднее удельное давление гусеничного движителя 0,3 кгс/см обещало хорошую проходимость по слабым грунтам, но до этого дело не дошло. Испытания бронетранспортера Б-3 на Научно-исследовательском бронетанковом полигоне дали отрицательные результаты — низкая надежность агрегатов трансмиссии и перегрев двигателя, постоянно работающего на пределе, не позволили продолжить дальнейшую работу в этом направлении.


  Полугусеничный бронетранспортер Б-3  

     Б-3 был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами, ведущим гусеничным движителем и открытым сверху десантным отделением. Корпус бронетранспортера был сварен из котельной стали толщиной 6-15 мм, таким образом, его бронирование носило макетный характер. Стальные листы, повсюду устанавливались с рациональными углами наклона, особенно акцентированными в лобовой проекции и корме.
     В отделении управления, расположенном позади моторного отсека слева сидел водитель, справа — командир машины. Обзор им обеспечивали окна в наклонном лобовом листе, которые были оборудованы бронекрышками со смотровыми щелями и пулестойкими наблюдательными приборами, а также маленькие узкие окна в бортовых дверях, прикрывавшиеся внутренними бронезаслонками. За отделением управления находилось открытое десантное отделение, рассчитанное для транспортировки десяти пехотинцев с полной выкладкой. В случае непогоды над ним на четырех дугах разворачивался брезентовый тент. В передней части десантного отделения на открытой турели был установлен 12,7-мм пулемет ДШК. В моторном отсеке в передней части машины был установлен карбюраторный шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-16, развивавший мощность 68,4 кВт, что позволяло 7,1-тонному бронетранспортеру двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 40 км/ч.
     Доступ к двигателю с целью ремонта и технического обслуживания обеспечивала откидная панель на крыше моторного отсека и эксплуатационные люки в его боковых стенках. Для защиты радиатора и поступления охлаждающего воздуха в моторный отсек в шестиугольной передней стенке последнего имелось почти квадратное щелевое жалюзи с горизонтальным расположением многочисленных пластин.


  Полугусеничный бронетранспортер Б-3  

     В состав ходовой части бронетранспортера входили управляющая передняя ось с односкатными колесами, оборудованными шинами большого сечения с развитыми грунтозацелами типа «елочка», и гусеничный движитель, который, применительно к одному борту, состоял из четырех обрезиненных опорных катков, ведущего колеса переднего расположения со съемным зубчатым венцом, направляющего колеса, аналогичного по устройству опорному катку, трех поддерживающих роликов и гусеничной ленты. Элементы гусеничного хода были заимствованы от легкого танка Т-70М, а автомобильные агрегаты — от автомобиля ЗиС-5.
     Для езды в темное время суток бронетранспортер был оборудован фарами, которые располагались на кронштейнах над передними крыльями по обе стороны от жалюзи моторного отсека. Как передние, так и задние крылья изготавливались из плоских листов стали, имели угловатую форму и внизу соединялись подножками.
     Из-за низкой надежности опытного образца и отрицательных результатов испытаний работа над проектом была свернута, и Б-3 не вышел из стадии прототипа.

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика