В 1941-1945 г. г. на базе бронеавтомобилей БА-64 и БА-64Б, на Горьковском и Выксунском заводах были разработаны и изготовлены следующие опытные образцы легких колесных и полугусеничных бронированных машин. — БА-64В — легкий бронеавтомобиль Выксунского завода, приспособленный для движения по железнодорожному полотну. В июле 1942 года специалисты. Выксунского завода оснастили БА-64 сменными железнодорожными колесами, аналогичным колесам бронеавтомобиля БА-20жд. Более узкую — по сравнению с БА-20 — ходовую часть БА-64 пришлось компенсировать большим боковым вылетом бандажей, что вело к снижению эксплуатационных свойств подшипников. Тем не менее, броневик был построен, и в декабре 1942 года БА-64 В («В» означает «Выксунский») прошел испытания. Полная масса автомобиля возросла до 2586 кг. Испытания выявили еще один недостаток — скорость движения задним ходом была мала и составляла всего 13 км/ч (для сравнения, у БА-20жд этот показатель равнялся 27 км/ч). То, что БА-64 изначально проектировался как автомобиль, а не как локомотив, выявило еще два существенных недостатка во-первых, коробка передач не была рассчитана на длительную реверсивную работу и часто выходила из строя во-вторых, практически отсутствовало охлаждение двигателя при движении назад, что вело к его быстрому перегреву.
— БА-64Г — легкий бронеавтомобиль Горьковского завода, приспособленный для движения по железнодорожному полотну. Параллельно с Выксунским заводом, с июля 1942 года Горьковский автозавод также провел железнодорожную модернизацию БА-64. В отличие от коллег из Выксы, горьковчане решили создать универсальную машину, способную перемещаться на автомобильных колесах не только по обычным дорогам, но и по железнодорожному полотну. Первый БА-64Г был изготовлен 8-го ноября 1942 года, и в тот же день состоялись первые испытания. Прошли они неудачно при заезде на железнодорожное полотно погнулись оси тележек. Дальнейшие испытания выявили неустойчивость машины и частые сходы с рельсов из-за малого диаметра опорных роликов. По этой причине испытания временно прекратили для устранения отмеченных недостатков 12 января 1943 года начались испытания нового варианта БА-64Г но полностью устранить недостатки так и не удалось. Машина по-прежнему часто сходила с рельсов, а двигатель сильно перегревался, несмотря на трескучие морозы. Доводка БА-64Г без особого успеха продолжилась до лета 1943 года когда ситуация на фронтах изменилась к лучшему, значение бронепоездов снизилось и особая необходимость в бронедрезинах отпала. В итоге работы по созданию на ГАЗе бронемашины-дрезины были свернуты, и как память о проекте на заводе осталось три опытных образца БА-64Г, отличавшихся незначительными деталями.
— БА-64Д — легкий бронеавтомобиль с крупнокалиберным пулеметом ДШК Недостаточная эффективность 7,62-мм пулемета Дегтярева, проявившаяся с первых же дней боевого применения БА-64, заставила конструкторов искать пути к усилению вооружения бронеавтомобиля. Наиболее перспективной казалась установка танкового варианта ДШК образца 1940 года. Надежность конструкции ДШК, положительные отзывы в войсках, а также налаженное массовое производство 12,7-мм боеприпасов сыграли важную роль в принятии решения о перевооружении БА-64. Проект был одобрен и новая модификация получила обозначение БА-64Д («Д»— ДШК).
— БА-64 с пулеметом Горюнова — оставленные было работы по перевооружению БА-64 реанимировало появление нового 7,62-мм пулемета системы Горюнова, значительно более мощного и надежного, чем пулемет Дегтярева. Весивший без станка всего 13,8 кг, СГ-34 имел прицельную дальность стрельбы 2000 метров. Работы по перевооружению БА-64Б начались 3 марта 1944 года и заключались в простой замене пулеметов без внесения изменений в конструкцию башни. Пулемет СГ-43 был длиннее ДТ, тем не менее, он поместился в штатной башне. Справедливости ради следует отметить, что такое расположение существенно сократило горизонтальный сектор обстрела без поворота башни. — БА-64 с ПТРС — в ноябре 1942 года Горьковским автозаводом была предпринята попытка перевооружить БА-64 14,5-мм пятизарядным противотанковым ружьем системы Симонова (ПТРС-41). Предполагалось. что это резко повысит огневую мощь слабо вооруженного бронеавтомобиля БА-64. Учитывая сильную отдачу ПТРС, его установили в башне использовав специальное противооткатное устройство-амортизатор. Предпринимались попытки увеличить емкость магазина ПТРС и автоматизировать стрельбу путем снятия разобщителя. Однако все эти работы не были доведены до конца и прекращены по не вполне ясным причинам. В действующей же армии можно было встретить бронемашины БА-64, оснащенные силами фронтовых «Кулибиных» - ПТРС и ПТРД.
— БА-64Е — десантный легкий бронеавтомобиль. Первые прикидки на посадочном макете были проведены 22 октября 1942 года. В корме макета сделали дверь, а крыша осталась только над водителем. Бензобак объемом 55 литров был перенесен на левый борт под сиденье. В передней части корпуса предполагалось установить пулемет Дегтярева. После этого в работе по конверсии бронемашины в бронетранспортер наступил перерыв, длившийся до марта 1943 года, когда был построен образец, получивший обозначение БА-64Е. Непродолжительные испытания выявили главный недостаток машины — затрудненный вход и выход десанта из машины.
— Штабной легкий бронеавтомобиль, 28 сентября 1944 года десантные машины были показаны маршалу танковых войск Я. Н. Федоренко, который предложил внести в конструкцию некоторые изменения. С учетом полученных рекомендации ГАЗ построил два варианта бронемашин рамный и безрамный с несущим броневым корпусом. При следующем показе маршал Федоренко остановился на одном из них и предложил оборудовать машину мощной радиостанцией 12-Р7М. В результате получилась безбашенная штабная машина управления боем. Несмотря на положительные отзывы, эта модификация не пошла в серийное производство: война близилась к завершению, и было ясно, что новая машина просто не успеет попасть на фронт. — БА-643 — легкий бронеавтомобиль со снегоходным движителем. Пытаясь решить проблему передвижения грузовиков по рыхлому и глубокому снегу, зимой 1942 года горьковчане разработали на базе грузовика ГАЗ-АА модель снегохода ГАЗ-СХ, который представлял собой обычный грузовик, поставленный на оригинальный движитель, разработанный еще до войны известным русским инженером С. С. Неждановским вместо задних колес применялся гусеничный движитель, а передние колеса заменялись парой широких лыж. Легкий бронеавтомобиль с таким снегоходным движителем был разработан и изготовлен по предложению инженера С. С. Строева. Конверсионные работы начались в июле 1943 года, а первую машину, получившую обозначение БА-643 («З» — зимний), собрали в январе 1944 года. Снегоходный движитель опытного образца состоял из лыж, которые устанавливались в передней части корпуса и могли поворачиваться в требуемом направлении, и гусеничного движителя с крупнозвенчатой гусеницей СХ, приводимой в движение ведущими колесами, прикрепленными к тормозным барабанам заднего моста. Опытный образец бронеавтомобиля отличался весьма высокими параметрами опорной проходимости (среднее удельное давление на грунт составляло от 1,5 до 1,7 МПа (0,15-0,17 кгс/см). Однако его маневренность, скоростные качества и экономичность были невысоки.
|