В конце 1935 года венгерский инженер Миклош Штраусслер, ранее переехавший в Великобританию и основавший собственную фирму «Штраусслер меканизейшн», завершил проектный этап разработки бронеавтомобиля, который являлся логическим развитием созданных им ранее машин АС1 и АС2, не вышедших, к сожалению, из стадии прототипов. Как и в случае с предыдущими моделями, прототип АС3 Штраусслер построил на заводе своей фирмы, но будущее новой машины было неясно, поскольку она создавалась в инициативном порядке за средства конструктора, а английские военные не проявляли к ней особого интереса. Однако в феврале 1936 года голландское министерство по делам колоний связалось со Штраусслером через посредство голландской торговой компании «Меррем энд Ла Порт», представлявшей, по всей видимости, интересы фирмы «Штраусслер меканизейшн» в Нидерландах, и запросило подробную информацию о машине Штраусслера, испытания которой проходили в Великобритании с декабря 1935 года. Голландцы искали бронеавтомобиль, которым рассчитывали укомплектовать свои войска в Индонезии, и рассматривали различные варианты. Конкурентами «Штраусслера» АС3 были «Берлие» VUDB4, трехосный «Ланчестер» фирмы «Виккерс» легкие и средние трехосные бронемашины «Виккерс-Кросслей», американский «Мармон-Херрингтон» ТК-5, различные модели фирмы «Ландсверк», голландский «Вильтон-Фийенорд» на трехосном шасси грузовика «Форд», австрийский трехосный ADKZ фирмы «Аустро-Даймлер» и G31P (Kfz 67) фирмы «Бюссинг-Наг». И все же голландцы остановили свой выбор на бронемашине Штраусслера. Многогранный корпус бронемашины склепывался из 9-мм листов катаной стали, установленных с рациональными углами наклона, что повышало их пулестойкость и усиливало защищенность машины. У броневиков для ВВС Великобритании нижние бортовые листы устанавливались вертикально, а узкие верхние имели сильный наклон. Что касается машин, закупленных Нидерландами, то у них нижние бортовые листы слегка отклонялись наружу. Спереди и сзади корпус сужался, верхние лобовой и кормовой листы располагались под большим углом наклона, а их толщина достигала 13 мм. Для входа и выхода из бронемашины в левом борту корпуса была предусмотрена небольшая, почти квадратная дверь с закругленными углами, кроме того, экипаж мог воспользоваться люком в крыше башни. Позади отделения управления находилось боевое отделение, в состав которого входила многогранная одноместная башня кругового вращения, склепанная из броневых листов толщиной 13 мм и вооруженная 12,7-мм пулеметом «Кольт-Браунинг». Возимый боекомплект состоял из 500 патронов калибра 12,7 мм а в случае с голландскими бронемашинами его дополняли еще 1350 патронов калибра 6,5 мм, снаряженных в 6 пулеметных дисков по 225 патронов в каждом. В машине хранился запасной 6,5-мм пулемет который мог использоваться для стрельбы по воздушным целям. В корме корпуса размещался моторный отсек, отделенный от боевого противопожарной перегородкой. В нем был установлен 80,9-киловагтный (110 л. с.) четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с рабочим объемом 3600 см3. Позади двигателя был установлен радиатор барабанного типа, внутри которого находилась воздушная турбина. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, которая допускала движение вперед и задним ходом на 6 передачах. Силовая установка позволяла бронемашине двигаться по дороге с твердым покрытием с максимальной скоростью 77 км/ч, при движении задним ходом скорость была несколько ниже. Полностью заправленный бронеавтомобиль имел запас хода 145-150 км, Бронеавтомобили АС 3, закупленные правительством Нидерландов для голландской колониальной армии, были отправлены в Индонезию двумя партиями. Первая прибыла на остров Ява 30 декабря 1937 года, вторая — в январе 1938 года. В 1942 году эти бронемашины приняли участие в боях с японскими войсками, высадившимися на острове. К сожалению, отсутствие опыта боевого применения этого вида боевой техники, слабое владение материальной частью со стороны экипажей бронемашин, а также плохо налаженное управление и слабое взаимодействие частей голландской армии не позволило в полной мере воспользоваться достоинствами новой техники. В ходе боев голландцы потеряли три бронемашины, девять других были захвачены японцами, причем шесть из них находились в исправном состоянии. После капитуляции японских войск оставшиеся машины достались силам индонезийской национальной армии, но достоверных сведении об использовании бронемашин индонезийцами нет. Так же неизвестна судьба португальских бронемашин АС 3.
|