Советский самолет для подводных лодок - СПЛ


Советский самолет для подводных лодок - СПЛ

В начале 30-х годов у советского военного руководства возникла мысль установить самолет на подводную лодку в связи со стремлением повысить ее боевую эффективность за счет расширения поля обзора при поиске противника. Самолет мог увеличить «дальнозоркость» подлодки в десять с лишним раз. А это имело особо важное значение в таких операциях, как организация морской блокады противника, рейдерство, поиск и уничтожение вражеских кораблей в открытом море.


Разработка такой летающей лодки была сложной, но интересной задачей. За ее решение и взялся тридцатилетний авиаконструктор И. В. Четвериков. Для крейсерских подводных лодок серии «К» он предложил самолет, занимающий на редкость мало места и названный СПЛ, что расшифровывалось, как «самолет для подводных лодок». Представителям флота идея понравилась, и в 1933 году началась постройка первого варианта амфибии, на котором проверили конструкцию и убедились в устойчивости на воде и в воздухе.


Советский самолет для подводных лодок - СПЛ
СПЛ со сложенными крылом и мотоустановкой

В конце 1934 года СПЛ сделали, перевезли в Севастополь, и морской летчик А. В. Кржиженовский провел испытания.
По своей схеме СПЛ был двухместной летающей лодкой со свободно несущим крылом, над которым находился мотор М-11 с тянущим винтом. Хвостовое оперение, стабилизатор и два киля крепились на специальной раме.
Конструкция была выполнена из дерева, фанеры, полотна и стальных сварных труб. Вес пустого самолета составлял всего 590 кг, а взлетный вес не превышал 875 кг с двумя членами экипажа. Но главным достоинством машины была возможность ее быстрой сборки и разборки.
При разборке, с помощью специальных приспособлений крылья складывались вдоль бортов самолета. Силовая установка откидывалась назад, а поплавки, расположенные под крыльями, прижимались к фюзеляжу. Частично складывалось и хвостовое оперение. Сборка производилась в обратном порядке. При этом для стыковки узлов использовались не традиционные гайки и болты, а быстросъемные пальцы-фиксаторы. Разборка самолета занимала всего 3 - 4 минуты, а подготовка его к полету - не более 5 минут.


Советский самолет для подводных лодок - СПЛ
И. В. Четвериков и летчик А. В. Кржижевский около самолета СПЛ в Севастополе на площадке завода № 45

Габариты СПЛ в сложенном виде были минимальными — 7,5х2,1х2,4 м. Транспортировать самолет предполагалась в специальном контейнере/ангаре, представляющим собой трубу диаметром 2,5 и длиной 7,5 метра, установленном на подводной лодке.
По замыслу авторов кран для его спуска и подъема не предусматривался, самолет должен был выкатываться из ангара на палубу, подготавливаться к вылету, а затем подводная лодка переходила в подводное положение и гидроплан оказывался на плаву. Процесс возвращения на борт проходил бы в обратном порядке.
Испытания СПЛ показали, что он обладает отличными летными качествами. В 1936 году эта летающая лодка под маркой «Гидро-1» демонстрировалась на авиационном салоне в Милане.
В этом же году Кржиженовский достиг скорости 186 км/ч, 21 сентября 1937 года он установил на СПЛ мировой рекорд скорости на дистанции 100 км — 170,2 км/ч, а 7 сентября — рекорд дальности — 480 км. Рекордным был и потолок полета — 5400 м. Словом, это была замечательная машина.


Советский самолет для подводных лодок - СПЛ

Конечно, стремление сделать летающую лодку возможно меньших габаритов не обошлось и без некоторых издержек. Например, неудовлетворительным получился обзор, особенно с места наблюдателя, поскольку экипаж пришлось «спрятать» в глубь лодки для уменьшения ее размеров.
Комиссия отметила низкие мореходные качества, но все понимали, что большего требовать от машины таких размеров просто нельзя. Кроме того, самолет не имел вооружения — пулемета и бомбовых подвесок, а также приспособлений для взлета с катапульты. В общем, характеристики СПЛ были, пожалуй, ближе к спортивному самолету оригинальной конструкции, чем к боевой машине.
К сожалению, в серию СПЛ не пошла: моряки так и не смогли сделать хороший ангар на подводной лодке.


Советский самолет для подводных лодок - СПЛ

Летно-технические характеристики СПЛ:
Размах крыла, м: 9,60;
Длина, м: 7,40;
Высота, м: 2,72;
Площадь крыла, м2: 13,40;
Масса, кг: пустого самолета – 592, нормальная взлетная - 879;
Двигателя: 1 ПД М-11 мощностью 100 л.с.;
Максимальная скорость, км/ч: 186;
Крейсерская скорость, км/ч: 174;
Практическая дальность, км: 400;
Максимальная скороподъемность, м/мин: 100;
Практический потолок, м: 5400;
Экипаж, чел.: 2


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2018 Большая военная энциклопедия. Яндекс.Метрика