Советский торпедный катер на воздушной подушке Л-5

Советский торпедный катер на воздушной подушке Л-5

В 1927 г. вышла в свет книга замечательного русского ученого-самоучки К. Э. Циолковского «Сопротивление воздуха и скорый поезд», в которой он изложил концепцию бесколесного вездехода на воздушной подушке. Идеи Циолковского были тотчас подхвачены группой конструкторов-энтузиастов во главе с доцентом Новочеркасского политехнического института В. И. Левковым (1895-1954 гг).
После семи лет исследований и опытов Левков смог в 1934 г. продемонстрировать действующую модель судна на воздушной подушке (СВП) специальной комиссии Наркомата обороны, в состав которой входил, в частности, А. Н. Туполев. Комиссия рекомендовала приступить к постройке опытного образца, получившего обозначение «Л-1».
В декабре того же года было создано Особое конструкторское бюро во главе с В. Л. Левковым. Летом 1935 г. вышел на испытания «Л-1» массой 1,5 тонны.

Советский торпедный катер на воздушной подушке Л-5

В 1936 г. начались испытания катера «Л-5» массой 8,6 тонн, который в следующем году смог развить невероятную скорость 73 узла (135,2 км/час).
Катер Л-5 имел катамаранную форму корпуса и состоял из двух лодок, соединенных платформой. В диаметральной плоскости катамарана находились два авиамотора М-45 по 890 л. с, которые через редукторную передачу приводили в движение горизонтальные винты — нагнетатели воздуха. При работе винтов в пространстве, ограниченном бортами лодок и платформой, создавалась область повышенного давления - воздушная подушка. Выбор режима хода осуществлялся с помощью поворотных заслонок, которые отклоняли воздушный поток. При различном положении заслонок катер либо зависал на месте, либо двигался в нужном направлении в горизонтальной плоскости.

Советский торпедный катер на воздушной подушке Л-5

Осенью 1937 г. на Балтике, в Копорском заливе, можно было увидеть диковинное по тем временам зрелище. Небольшой катамаран с двумя стабилизаторами в корме, оглушительно взревев авиамоторами, приподнялся над водой, а затем резко рванул вперед. Не снижая хода, Л-5 — а это был именно он — проскочил отмель, резво перепрыгнул песчаную косу и, форсировав заболоченный участок, вышел к цели на рекордной скорости в 73 узла.
Испытания выявили преимущества СВП перед глиссерами: катер-катамаран хорошо переносил трехбалльное волнение, развивая скорость до 130 км/ч. Впрочем, были у СВП и свои недостатки. Л-5 очень чутко реагировал на перекладку руля, из-за чего при поворотах то и дело заваливался на бок. Кроме того, катер сильно сносило боковым ветром. Чтобы стабилизировать движение катера по курсу, Левков впоследствии установил на его корпус специальные рули, опускавшиеся по бортам в воду.

Советский торпедный катер на воздушной подушке Л-5

С октября 1939 по июнь 1940 гг. советский Балтийский флот получил 4 торпедных катера типа Л-5 (ТКЛ 1-4). Впоследствии торпедные катера Л-5 подвергли еще более серьезным испытаниям: они свободно проходили над бонами из бревен в воде и над широкими рвами на суше, мчались на полной скорости над замерзшим Финским заливом. Но с началом Отечественной войны все эти катера законсервировали и поставили на стенку. Утешением Левкову и его команде могла служить мысль, что ни одна страна в мире, кроме СССР, не имела ничего подобного.

Советский торпедный катер на воздушной подушке Л-5

Технические характеристики катера на воздушной подушке Л-5:
Экипаж, чел.: 5;
Водоизмещение, т: 8,6;
Длина, м: 24;
Ширина, м: 5,4;
Суммарная мощность двигателей, л. с.: 1780-2000;
Скорость, уз.: 70-73;
Вооружение: две торпеды 45-36 и 2 пулемета 12,7-мм

 
 
   

 
 

 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика