Гусеничный плавающий бронетранспортер FMC M59

Бронетранспортер М59 был разработан в 1952 году фирмой «FMC Corporation» в качестве дешевой замены более раннего гусеничного бронетранспортера M75, а в конце 1953 г. принят на вооружение армии США.
Предназначенный в основном для перевозки мотопехоты, бронетранспортер М59 оказался многоцелевой машиной. Благодаря удобному десантному отделению его можно было использовать для перевозки разного рода грузов, транспортировки раненых, в качестве наблюдательной, командирской и штабной машин, для буксировки некоторых орудий и в качестве самоходного шасси для минометов и противотанковых ракетных комплексов.


Компоновка бронетранспортера FMC M59 характеризуется наличием двух моторно-трансмиссионных групп, размещенных в изолированных боковых отсеках над гусеницами и связанных с расположенным в носовой части машины механизмом поворота. Такое решение позволило увеличить длину десантного отделения, но усложнило эксплуатацию машины.

Полностью закрытый корпус бронетранспортера FMC M59 сварен из броневых листов, обеспечивающих защиту от пуль и осколков снарядов и мин. В передней части корпуса размещается отделение управления, в котором слева располагается водитель, а справа — командир машины (командир перевозимого отделения).
На командирской башенке открыто установлен 12,7-мм пулемет, из которого с места командира перевозимого отделения можно вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.
На крыше бронетранспортера M59, кроме командирской башенки, снабженной люком, имеются люк водителя и четыре больших люка над десантным отделением, из которых могут одновременно вести огонь четыре стрелка. Кроме того, в крыше бронетранспортера имеются люки над двигателем и вентиляционные, прикрытые жалюзи.
Кормовую часть корпуса занимает десантное отделение. Для удобной посадки и высадки десанта кормовая стенка корпуса выполнена в виде откидной аппарели, оборудованной силовым приводом. В случае повреждения аппарели высадка десанта возможна через четыре больших люка в крыше корпуса, которые используются также для ведения огня из личного оружия.

Для вождения ночью бронетранспортер M59 оборудован инфракрасными фарами и перископом М19 с полем зрения 26,8°, который можно поворачивать на 360°.
В машине установлены два автомобильных шестицилиндровых двигателя GMC жидкостного охлаждения мощностью по 107 кВт. Каждый из двигателей с гидромуфтой и четырехступенчатой коробкой передач составляет единый силовой агрегат, размещенный в боковом отсеке бронетранспортера.


В качестве механизма поворота используется дифференциал. Бортовые передачи выполнены в виде двухступенчатых редукторов. Крутящий момент от двигателей и коробок передач передается дифференциалу через карданные валы и главные передачи. В случае выхода из строя одного из двигателей движение бронетранспортера может обеспечиваться за счет работы другого двигателя.
В бронетранспортере M59 использованы детали ходовой части легкого танка М41. Применение автомобильных агрегатов позволило существенно снизить стоимость этой машины по сравнению с бронетранспортером М-75.
Бронетранспортер М59 способен преодолевать спокойные водные преграды без дополнительного оборудования. Движение на воде осуществляется при помощи гусениц, заключенных в гидродинамические кожухи. На лобовом листе корпуса установлен волноотражательный щит, управлять положением которого могут водитель и командир машины.

Машина могла плавать с полезной нагрузкой до 1400 кг. По пересеченной местности она перевозила до 1200 кг груза и буксировала прицеп весом 6,3 т. Большой внутренний объем бронетранспортера позволял перевозить различные грузы, боеприпасы, эвакуировать раненых (для этого он укомплектовывался шестью носилками). Помимо этого, М59 можно было использовать в качестве пункта управления артиллерийским огнем, мобильного командного пункта и как вспомогательную машину ремонтных подразделений.
Бронетранспортер М59 широко использовался в войсках Национальной Гвардии США для перевозки пехоты, а также в разведывательных подразделениях. На базе бронетранспортера М59 были разработаны самоходная установка 106,7-мм миномета М84 и самоходная пусковая установка ПТУРС SS-10.
Серийное производство M59 осуществлялось с 1953 по 1960 год, всего было выпущено более 6 300 машин этого типа. Хотя M59 оказался более удачным, чем его предшественник, он имел ряд недостатков, основными из которых являлись сравнительно большая масса при невысокой удельной мощности двигателя, что повлекло разработку бронетранспортера M113, сменившего M59 на сборочных линиях.

Тактико-технические характеристики бронетранспортера M59:
Боевая масса, т: 19,3;
Экипаж, чел.: 2+10;
Габаритные размеры, мм: Длина – 5613, Ширина – 3264, Высота по пулемету - 2606, Клиренс - 460;
Бронирование, мм: лоб, борт, корма корпуса – 16; днище – 25, крыша – 10;
Вооружение: 1 х 12,7-мм пулемет M2 HB;
Двигатель: 6-цилиндровых карбюраторных жидкостного охлаждения GMC-302;
Мощность двигателя, л. с.: 2 х 146 л. с. при 3600 об/мин;
Скорость, км/ч: по шоссе – 52, на плаву – 7;
Запас хода по шоссе, км: 190;
Удельная мощность, л. с./т: 11,9;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 35; стенка, м - 0,45; ров, м - 1,65; брод, м - плавает


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.