Летательный аппарат BAE Systems «Demon» без управляющих элементов крыла

17 сентября 2010 года с аэродрома на британском острове Уолни в Камбрии взлетел беспилотный турбореактивный самолёт «Demon». Это первый в истории летательный аппарат, который обходится без какой-либо механизации крыла (элеронов, закрылков и рулей). Он уверенно выполнял развороты, набирал высоту, выходил из пикирования и совершил благополучную посадку.
Все подвижные элементы оперения на «Demon» демонстраторе всё же присутствуют, но отключаемые. Оставили их для того, чтобы сравнивать поведение машины при управлении классическим и новым способами.


Родился этот необычный аппарат в кооперации транснационального аэрокосмического и оружейного гиганта BAE Systems, университета Крэнфилда (Cranfield University) и девяти других организаций Великобритании.

Беспилотный летательный аппарат «Demon» был построен в рамках программы FLAVIIR (Flapless Air Vehicle Integrated Industrial Research - Интегрированное промышленное исследование летательного аппарата без управляющих поверхностей). Финансируется программа FLAVIIR компанией BAE Systems и британским Советом по инженерным и физическим научным исследованиям (EPSRC).
Обычный самолет совершает маневр, изменяя с помощью аэродинамических поверхностей давление на крыле или руле направления. «Demon» использует для этого систему струйного управления полетом FLAVIIR. Ее принцип прост: турбокомпрессор нагнетает воздух через щели в задней кромке крыла и струи воздуха увлекают за собой пограничный слой потока воздуха, который проходит над верхней частью крыла.

Таким образом, сверху крыла давление понижается, а снизу повышается и если подавать воздух только на одно крыло, самолет накренится. Точно по такому же принципу управляется и вектор тяги двигателя: на мощную «тяговую» струю воздействуют струями сжатого воздуха. Изменяя направление струй, их силу, можно совершать любые маневры.
В целом новая система оказалась сложна и дорога только в разработке (на нее потратили 6,2 млн фунтов стерлингов), а конструкция «Demon» получилась довольно простой. Фактически вся механика самолета состоит из турбореактивного двигателя, блока клапанов для струйной системы управления и шасси. Крылья не содержат никаких движущихся деталей, имеют обычные толщину и профиль, за исключением закругленной задней кромки. Опытный БПЛА весит 90 кг, имеет размах крыльев около 2,5 м и скорость полета 130 - 280 км/ч.


FLAVIIR – уникальная концепция, которая сделает ненужной всю сложную начинку крыла современных самолетов: сервомоторы, силовые элементы выдвижных конструкций, электропроводку, системы обогрева и контроля и т.д. Кроме существенного упрощения конструкции, облегчения обслуживания, также существенно повысится безопасность авиатранспорта. Кроме того, применение струйной системы управления на военных самолетах снизит их радиолокационную заметность. В ближайшее время стоит ожидать внедрения ряда технических решений FLAVIIR в военных беспилотных самолетах, что серьезно повысит их живучесть.


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.