Легкий авиадесантный плавающий танк M551 «Sheridan»

Танк M551 «Sheridan» разрабатывался с 1959 г. фирмой «Аллисон», являющейся филиалом фирмы «Дженерал моторс».
Программа создания танка носила название AR/AAV (Armored Reconnaissance /Airborne Assanet Vehicle – бронированная разведывательная машина, пригодная для воздушного десантирования) и ставила перед разработчиками довольно жесткие требования: танк должен был использоваться не только для разведки и боевого охранения, но и в качестве противотанкового средства. При этом вес танка был ограничен требованием обеспечить его авиатранспортабельность.
Первые опытные образцы танка M551 «Sheridan» были изготовлены в конце 1962 г., испытания поводились с 1963 г., a в 1966 г. было начато серийное производство.

Всего в период с июля 1966 года по 1970 год было произведено 1700 танков M551 «Sheridan», которые заменили танки M41 и 90-мм противотанковые самоходные пушки М56 в отдельных бронекавалерийских полках и разведывательных батальонах дивизий армии США. Корпус и башня танка M551 «Sheridan» имеют сварную конструкцию, при этом корпус изготовлен из алюминиевого сплава, a башня – из броневой стали. Лобовые листы корпуса расположены под большими углами наклона, a боковые – вертикально.
Лобовая броня корпуса и башни обеспечивает защиту от 20-мм бронебойных снарядов, a остальная – от 14,5-мм пуль и осколков снарядов.
Танк M551 «Sheridan» имеет обычную компоновку с передним расположением отделения управления. Место механика-водителя находится в средней части этого отделения и снабжено тремя перископическими приборами наблюдения М47, средний из которых может быть заменен активным прибором ночного видения М48.

Легкий танк M551 «Sheridan» имеет такое же вооружение, что и основной боевой танк М60А2 – стабилизированную в двух плоскостях наведения 152-мм орудие-пусковую установку M81, предназначенную для стрельбы как обычными боеприпасами, так и ПТУР MGM-51A «Shillelagh». (для ПТУР «Shillelagh», кроме кумулятивной, предполагалось разработать также и ядерную боеголовку мощностью 0,1-0,2 кт.).
Поворот башни и наведение орудия осуществляются с помощью электроприводов.
В башне M551 «Sheridan» размещены три члена экипажа. Наводчик находится справа от орудия. Сзади него и несколько выше расположено место командира танка, заряжающий расположен справа от орудия. В распоряжении командира находятся десять приборов наблюдения, размещенных по периметру в командирской башенке. Для управления огнем наводчик пользуется сопряженным с орудием дневным телескопическим прицелом M129 и ночным инфракрасным прицелом М44. Наведение ПТУР «Shillelagh» осуществляется полуавтоматически – наводчик при стрельбе сопровождает цель вручную, совмещая линию прицеливания с целью посредством оптического прибора.

Дополнительное вооружение танка состоит из спаренного с орудием 7,62-мм пулемета и установленного на башне 12,7-мм зенитного пулемета.
В 1971 г. по результатам эксплуатации танка в войсках была проведена его модернизация. Кроме изменений в ходовой части, на танке был установлен лазерный дальномер AN/WG-1 фирмы «Хьюз», содержащий оптическую и электронную системы. Модернизированный танк получил обозначение M551A1. В дальнейшем на нем был установлен также тепловизионный прицел наводчика TTS.
Силовая установка танка M551 «Sheridan» состоит из V-образного шестицилиндрового дизельного двигателя 6V-53Т фирмы «Детройт дизель». Двигатель имеет систему жидкостного охлаждения, при 2800 об/мин он развивает максимальную мощность 300 л. с. Трансмиссия гидромеханическая с планетарным механизмом поворота и реверс-редуктором.

Ходовая часть танка M551 «Sheridan» с индивидуальной торсионной подвеской. С каждого борта имеется по пять съемных опорных катков большого диаметра с наружными резиновыми бандажами, на первом и пятом узлах подвески используются гидравлические амортизаторы. Поддерживающие катки отсутствуют. Ведущие колеса расположены сзади, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц – впереди. Гусеница стальная с литыми траками и открытыми металлическими шарнирами.
Проходимость танка M551 «Sheridan» характеризуется следующими показателями: преодолеваемый подъем 30°, вертикальная стенка высотой 0,84 м, ширина рва 2,54 м. Глубокие водные преграды танк преодолевает на плаву с предварительной двухминутной подготовкой. Для этой цели на крыше корпуса танка укреплен складной эластичный водонепроницаемый короб. При подготовке к преодолению водной преграды короб поднимается и закрепляется на распорках, ствол орудия-пусковой установки поднимается на предельный угол возвышения. Движение танка на плаву осуществляется со скоростью 5,8 км/ч с помощью перемотки гусениц.
Для защиты от ОМП танк M551 «Sheridan» оборудован фильтровентиляционной установкой, подающей очищенный воздух в маски членов экипажа. Имеются также необходимые средства радиосвязи.

Эксплуатация танка M551 «Sheridan» в войсках и опыт боевого использования примерно 200 танков этого типа в боях во Вьетнаме вскрыли многочисленные недостатки его конструкции. Отмечалась уязвимость танка от гранат и мин (причем при подрывах на минах были случаи детонации боеприпаса), низкая надежность вооружения, двигателя, трансмиссии и подвески, коррозия электропроводки во влажном климате, высокая вибрация во время движения и т. д. И хотя в процессе модернизации большая часть этих недостатков была устранена, было принято решение заменить эти машины танками M60A1, a затем новой боевой разведывательной машиной М3.
По состоянию на начало 1978 года на вооружении армии США находились до 1600 танков M551, однако опыт их эксплуатации и боевого применения показал неудачность концепции такого танка, поэтому после 1978 года M551 были в основном сняты с вооружения. По состоянию на 1986 год на хранении в Аннингтонском арсенале находились более 1500 танков M551.
По состоянию на 2008 год небольшое их количество остается лишь на вооружении воздушно-десантных войск США, поскольку других авиадесантных танков у США нет.

Технические характеристики танка M551 «Sheridan»:
Боевая масса, т: 15,2;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина – 6307, ширина – 2794, высота – 2946, клиренс – 483;
Бронирование: стальная (башня); алюминиевая из сплава 7039 (бронекорпус), катаная гомогенная, противопульная;
Вооружение: 152-мм пушка M81, 1 х 12,7-мм пулемет M2HB, 1 х 7,62-мм пулемет M73 или M219, пусковая установка MGM-51A;
Дальность стрельбы, км: 1000-1500 м (152-мм снарядами), до 2000 м (ПТУР);
Двигатель: Detroit 6V-53Т, V-образный, 6-цилиндровый, двухтактный, дизельный, жидкостного охлаждения с турбонаддувом;
Мощность двигателя, л. с.: 300;
Скорость, км/ч: по шоссе - 70, на воде - 5,8;
Запас хода по шоссе, км: 564;
Удельная мощность, л. с./т: 19,73;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 35; стенка, м - 0,8; ров, м - 2,4; брод, м - плавает

 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика