Колесная понтонно-мостовая машина ПММ «Волна»

Понтонно-мостовая машина ПММ была создана в 1974 году в конструкторском бюро Е. Е. Ленциуса под условным названием «Волна» и была призвана заменить гусеничный паром ГСП, и возможно понтонный парк ПМП.
Понтонно-мостовая машина разрабатывалась на базе многоосного универсального шасси БАЗ-5937. В отличие от ГСП откидных плавучих элементов (понтонов) у ПММ их два. В транспортном положении они укладываются гидравликой один на другой, а на воде раскладываются, образуя паром.


ПММ предназначена для переправы через широкие водные преграды колесной и гусеничной не плавающей техники имеющей снаряженную массу до 40 тонн. Машину целесообразно использовать на водных преградах, имеющих ширину более 200 метров, наибольшая эффективность применения достигается на водных преградах шириной более 500 метров и до 6 километров.

Предполагалось, что колесная база обеспечит более высокие маршевые скорости, возможности быстро перебрасывать переправочные средства к требуемым местам переправ, а быстрота развертывания парома (3 мин, вместо 4-5 у ГСП) обеспечит более быстрое чем у парка ПМП наведение понтонного моста.
Предполагалось использование «Волны» в качестве 40-тонного парома (одна машина), 80-тонного парома (две машины), 120 тонного парома (три машины), а стыкуя потребное количество машин, и в качестве наплавного моста, которому было дано обозначение СПП.

Паром состоит из четырехосного колесного шасси с водонепроницаемым корпусом палубной конструкции из алюминия, соединенных с корпусом шарнирно двух дополнительных понтонов тоже из алюминия (называемых в просторечии «лодками»), со въездными аппарелями, стыковочными устройствами и проезжими частями. В транспортном положении понтоны располагаются на корпусе машины один над другим. После входа машины в воду ( машина способна плавать с понтонами, находящимися в транспортном положении) с помощью гидравлики понтоны откидываются в стороны, образуя трехзвенный паром.


Машина имеет трехместную кабину изготовленную из стеклопластика с фильтровентиляционной установкой, радиостанцией и внутренним переговорным устройством. Движитель водометный двухканальный ( т. е. сзади стоят два гребных винта в тоннелях), что позволяет обеспечивать парому на воде высокую маневренность (радиус циркуляции 25м.). Система водооткачки состоит из трех центробежных насосов общей производительностью по 1840 л/мин., откачивающих воду из корпуса и понтонов.
Максимальная мореходность 2 балла ( для сравнения - ГСП - 3 балла, ПТС-М 4-5 баллов. т. е. применение машины при сильном волнении затруднено).
Никаким вооружением машина не оснащена, что является крупным и застарелым недостатком всех инженерных машин. Этот недостаток особенно значим для машин, форсирующим водные преграды, т.е. действующих в боевых порядках войск. Тем более что ПММ не имеет хоть какой либо броневой защиты.

К середине восьмидесятых годов выявился крупный просчет технического задания, в свое время выданного на разработку этой машины (машина уже выпускалась серийно и поступала в войска). С переходом танковых войск на танки типа Т-64, Т-72, Т-80 тактическое применение ПММ оказалось под вопросом. Ее грузоподъемность 40 тонн при минимальном запасе плавучести, а эти танки имеют массу 44-46 тонн и более.
Использование двойного парома ПММ нецелесообразно из-за недоиспользования грузоподъемности (80-ти тонный паром на 46 тонн груза). Все преимущества перед ГСП оказались утрачены, а заменить понтонный парк ПММ «Волна» так и не смогла. К тому же одна машина ПММ едва ли дешевле двух машин ГСП.


Конструкция машины была предельной, запаса модернизации не оказалось. Увеличение размеров с целью увеличения грузоподъемности оказалось почти невозможным из-за дорожных и железнодорожных габаритных ограничений. Места, этой машине, в боевом строю так и не нашлось.

Основные тактико-технические характеристики ПММ:
Экипаж, чел.: 3;
Базовое шасси: многоосное универсальное шасси БАЗ-5937;
Грузоподъемность одной машины на воде, т: 42;
Масса машины, т: 25;
Габаритные размеры (в транспортном положении), м: длина – 12,75; ширина – 3, 15; высота – 3,55;
Двигатель: дизельный, рядный, 6-цилиндровый, 5Д25К-300, мощностью 220 квт (299,12 л. с.)
Максимальная скорость на суше, км/час: 59;
Максимальная скорость на воде без груза, км/час: 10,9;
Максимальная скорость на воде с грузом, км/час 8-9;
Запас хода по топливу на суше, км: 650;
Запас хода по топливу на воде, ч: 10,5;
Максимальный угол подъема, град.: 27;
Максимальный угол крена, град.: 20;
Время перевода из транспортного в боевое положение, мин.: 6;
Время от момента входа в воду до момента подачи под погрузку мин.: 3;
Ширина палубы, м: 4,2;
Запас плавучести, %: 27;
Осадка с полным грузом, м: 0,97;
Минимальная глубина у края понтона при погрузке, м: 1,1;
Максимальная тяга на швартовых, кг: 1850


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.