Десантируемый понтонный парк ДПП-40


По заданию Инженерного комитета инженерных войск, в конце 50-х – начале 60-х гг. на Навашинском судостроительном заводе развернулись опытно-конструкторские работы по созданию легкого компактного аэротранспортабельного понтонного парка для инженерных подразделений воздушно-десантных войск. В качестве транспортной базы для перевозки парка определили легкий автомобиль высокой проходимости ГАЗ-66 (4х4).

Десантируемый понтонный парк ДПП-40 был принят на вооружение Советской Армии в начале семидесятых годов. Предполагалось, что по одному комплекту парка ДПП-40 будет иметься в каждом инженерно-саперном батальоне (в понтонной роте) воздушно-десантной дивизии, и 4 комплекта в отдельном понтонно-мостовом батальоне воздушно-десантных войск.

Основное отличие ДПП-40 от иных понтонных парков состояло в том, что он мог перевозиться на военно-транспортных самолетах Ан-12, Ан-22, Ил-76 и десантироваться как посадочным, так и парашютным способом. На одном самолете Ан-12 могло перевозиться по два понтонных автомобиля с понтонными звеньями.

Основным элементом парка является понтонное звено, состоящее из среднего понтона и двух крайних откидных понтонов. Средний понтон представляет собой герметичную металлическую коробку, а оба крайних понтона разделены вдоль на два отсека. Отсек, примыкающий к среднему понтону герметичен, а отсек наружный является контейнером для размещения в походном положении надувного пневмокаркасного поплавка.
В разложенном виде длина звена 4 метра, ширина 11,2 метра и высота 65 см. Вес 2,006 тонны.
В сложенном виде размеры звена - длина 4 м, ширина, 2,4 м, высота 1,3 м.

Два понтонных звена, соединенные торцевыми частями образуют мостовой паром. Таким образом, один мостовой паром представляет собой участок наплавного моста длиной 8 и грузоподъемностью 20 тонн.
На стыке поплавков звеньев навешивается подвесной лодочный мотор типа «Вихрь», которые обеспечивает передвижение мостового парома на воде. В комплекте парка имеется 16 этих моторов (по одному на каждый мостовой паром (2 звена)).
В сложеном виде звено размещается на автомобиле ГАЗ-66Б, у которого кузов заменен на специальную платформу.

Обычным приемом сбрасывания звена на воду является его сброс в развернутом виде. Для этого машина задним ходом приближается к урезу воды. Затем с помощью автомобильной лебедки крайние понтоны откидываются в стороны и закрепляются в этом положении. После этого в поплавки подается воздух и они выходят из контейнерных частей крайних понтонов. Для обеспечения заполнения поплавков воздухом на автомобиле установлен специальный воздухонагнетатель с приводом от коробки отбора мощности.

После того, как поплавки заполнятся воздухом, звено приобретает вид, показанный на снимке. Автомобиль подается назад так, чтобы вода закрыла ступицу заднего колеса. В этом случае глубина воды в месте сброса звена составит около 0,5 метра. Расчет расфиксирует стопорные приспособления и звено падает в воду.
В случае, если в месте разгрузки недостаточно места для разворачивания звена полностью, то допускается сброс звена без наполнения поплавков. В этом случае заполнение поплавков воздухом производится уже на воде с помощью длинного шланга от машины.

Расчет каждого мостового парома состоит из двух понтонеров и двух водителей. После того, как все операции с участием автомобиля выполнены, водители угоняют машины в укрытие, а все дальнейшие операции с паромами выполняются силами понтонеров.
При наведении мостовой переправы мостовые паромы соединяются между собой с помощью запорных устройств в единую ленту и с использованием подвесных лодочных моторов лента разворачивается поперек реки, замыкая берега.

Ширина проезжей части моста 4,2 метра (стандартная ширина войсковых мостов на жестких опорах). Скорость движения по мосту гусеничных машин 10-12 км/ч. на дистанции 20 метров. Колесные машины могут двигаться по мосту со скоростью до 20 км/ч. Смещение от оси моста допускается не более, чем 45 см., особенно для тяжелой техники.

Для десантирования парашютным способом понтонный автомобиль со звеном предварительно загружается на платформу ПП-128-5000, а затем уже вместе с платформой загружается в самолет.
Расчет звена (водитель и понтонер) десантируются отдельно.

Комплект парка ДПП-40 состоял из 32 понтонных машин ГАЗ-66Б с понтонными звеньями, 1 грузового автомобиля ГАЗ-66Б для вспомогательного имущества и 16 забортных лодочных моторов типа «Вихрь-М».
Десантируемый понтонный парк ДПП-40 по своим тактико-техническим характеристикам значительно превосходил ранее применяемые отечественные и зарубежные понтонные парки.

Характеристика элементов материальной части понтонного парка ДПП-40:
Понтонное звено с автомобилем: вес, кг - 6060; длина, мм - 6074; ширина, мм - 2392; высота, мм - 3275;
Понтонное звено (раскрытое): вес, кг - 2005,7; длина, мм - 4140; ширина, мм - 11155; высота, мм - 625;
Понтонное звено (сложенное): вес, кг - 2005,7; длина, мм - 4140; ширина, мм - 2392; высота, мм - 1305



 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика