Экспериментальный самолет-ракетоплан North American X-15


Экспериментальный американский самолет-ракетоплан North American X-15, оснащенный ракетными двигателями. Первый и в течении 40 лет единственный в истории пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат-самолет, совершавший суборбитальные пилотируемые космические полеты.
В 50-ых годах XX века появилась необходимость в экспериментальном летательном аппарате нового поколения, благодаря которому смогли бы проводиться суборбитальные полеты и необходимые космические исследования.

Ученых интересовали, в частности, реакция и переносимость человеческого организма в экстремальных условиях и выявление возможных технических проблем аппаратуры на больших высотах. С этой целью в декабре 1954 года NASA был объявлен конкурс на лучший проект ракетоплана. В итоге из четырех заявивших о своем участии промышленных компаний победителем стала North American. Именно она и занялась разработкой самолета X-15.

North American X-15 стартовал по технологии воздушный старт со стратегического бомбардировщика Boeing B-52 (подвешивался под крылом), отцепка от носителя производилась на высоте порядка 15 км, приземлялся самостоятельно на авиабазе, расположенной на дне высохшего соленого озера. Общее время полета от момента отделения от носителя до приземления составляло порядка 15 минут.
Всего было создано три образца North American X-15, первый из которых, X-15A, совершил свой первый полет 10 марта 1959 года.

17 сентября был успешно опробован второй образец ракетоплана X-15, который летал уже с работающим двигателем, а в феврале следующего года состоялся первый полет третьего образца самолета.
Чтобы получить право стать пилотом подобного самолета, будущие летчики-испытатели X-15 проходили особую подготовку, включавшую в себя испытания на тренажере, центрифуге, в условиях невесомости и т.д. Каждый из пилотов после окончания своей миссии получил те же награды, какие получают астронавты.

Рекордным полетом, совершенным по программе Х-15, стал полет пилота Джо Уокера (Joe Walker) 22 августа 1963 года. В полете достигнут неофициальный рекорд высоты, продержавшийся с 1963 до 2004. Максимальная скорость — 7274 км/ч. Максимальная высота — 107,96 км. Всего по программе Х-15 было выполнено 199 полетов.

Летно-технические характеристики Х-15:
Размах крыла, м: 6,71;
Длина, м: 15,24;
Высота, м: 4,12;
Площадь крыла, м2: 18,58;
Масса, кг: пустого самолета - 6350, максимальная взлетная - 15422;
Тип двигателя: 1 РД Reaction Motors (Thiokol) XLR99-RM-2;
Тяга, кгс: 1 х 25855;
Максимальная скорость, км/ч: 6600;
Динамический потолок, м: 95900;
Экипаж, чел.: 1




 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика