Десантно-транспортная амфибия ЗИЛ-135П «Дельфин»


Десантно-транспортная амфибия ЗИЛ-135П «Дельфин» была создана в феврале 1965 года на базе шасси ЗИЛ-135К. Первоначальная идея создания такого транспортного средства, создававшегося в интересах инженерных подразделений Советской армии, заключалась в создании самоходного понтона для наведения переправ. Однако по ходу работ концепция изменилась и автомобиль стал по сути представлять собой транспортную машину десанта или даже в какой-то степени универсальное спасательное транспортное средство, пусть и весьма громоздкое.

Автомобиль ЗИЛ-135П «Дельфин» имел несущий водоизмещающий корпус, впервые в мире для таких целей созданный из полиэфирного стеклопластика. Из стеклопластика были выполнены как наружная, так и внутренняя обшивки, а пространство между ними для лучшей плавучести было заполнено пенопластом. Кабина экипажа (экипаж - 2 человека) располагалась в носовой части корпуса, грузопассажирский отсек (могли размещаться 22 человека десанта или груз массой до 5 тонн) - в средней, а моторный отсек - в кормовой.
Стекло-пластиковый корпус позволял не беспокоиться о его коррозии. Особенностью конструкционного материала корпуса было и то, что вода даже при рваной осколочной пробоине не попадает в корпус сплошным потоком, а лишь просачивается каплями. В то же время корпуса, к примеру, гусеничных транспортеров ПТС-65, выполненные из тонкой листовой стали, в случае получения аналогичной пробоины так заливались водой, что водоотливные насосы не справлялись с ее откачкой. Корпус был разработан в ЦНИИ им. Крылова и получил настолько удачные характеристики, что при движении на плаву амфибия развивала скорость до 16,4 км/ч (при движении на суше по шоссе - до 65 км/ч) - рекорд для плавающих машин такого типа!

На воде движение осуществлялось при помощи двух гребных винтов диаметром 700 мм., установленных в специальных кольцевых поворотных насадках, которые вместе с винтами могли принудительно поворачиваться в горизонтальной плоскости, причем для улучшения управляемости на воде могли поворачиваться как в одну и ту же сторону, так и в разные. При движении по суше гребные винты с насадками убирались в специальную нишу в корме.
Отметим, что так называемый пропульсивный КПД водоходного движителя ЗиЛ-135П (отношение мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления воды при буксировке машины, к мощности, подведенной к винтам) достигал необычайно большой величины - 0,48, тогда как на серийных зарубежных амфибиях тех лет он составлял 0,12-0,22, а на американских экспериментальных амфибиях только сравнительно недавно он был доведен до 0,24 (стоит еще раз подчеркнуть, что в два раза больший КПД был достигнут на советской машине еще в середине 60-ых годов ХХ века!). Условная энергетическая нагруженность гребных винтов составляла 344,5 кВт/м2.

Максимальная удельная тяга на швартовах, отнесенная к суммарной мощности двигателей, равна 0,118 кН/кВт, а удельная тяга на швартовах, отнесенная к суммарной гидравлической площади гребных винтов - 40,81 кН/м2. В моторном отсеке амфибии располагались два двигателя ЗИЛ-375Я, раздача мощности от которых производилась по бортовой схеме - через ГМП, бортовые и колесные редукторы на колеса. Колеса передней и задней оси были выполнены поворотными. Автомобиль не имел упругой подвески - ее функции выполняли колеса с эластичными шинами низкого давления. Как и у всех автомобилей 135-го семейства, у ЗИЛ-135П присутствовала централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. Колесные ниши двух средних мостов были закрыты съемными крышками.

Был построен всего один (иногда можно встретить упоминания о постройке двух экземпляров) экземпляр автомобиля ЗиЛ-135П. Машина успешно прошла все назначенные им испытания, в том числе на Балтийском и Северном морях (в ходе испытаний на Балтике прошел курьезный случай: на одну из песчаных дюн не смог въехать танк Т-55, зарываясь гусеницами в песок и в конце концов сев на него днищем, а ЗИЛ-135П не только поднялся на склон, но и сделал победный круг вокруг увязшего танка). Амфибия полной массой 20 тонн могла сходить с транспортного корабля в море при волнении до пяти баллов и передвигаться среди плавающих льдов умеренной толщины.

Автомобиль обладал хорошими мореходными качествами, включая всхожесть на волну. Мог преодолевать при входе в воду прибойной зоны волны высотой до трех метров (высота автомобиля по кабине - 3,2 метра). Для повышения живучести на воде автомобиль с грузом имел запас плавучести около 90%. Подача водоотливных устройств осуществлялась на уровне 1400 л/мин. Серийно этот автомобиль не выпускался. Основная причина - потеря к нему интереса со стороны СССР, ну а для спасательных целей уже был наготове комплекс ПЭУ-1, спроектированный более изящно и с учетом всех недочетов предшествующих опытных машин, включая и ЗИЛ-135П.

Основные характеристики ЗИЛ-135П «Дельфин»:
Колесная формула: 8x8;
Экипаж, чел.: 4;
База автомобиля, мм: 3000+1600+3000;
Колея колес, мм: 2500;
Габаритные размеры, мм: длина – 13800, ширина – 3150, высота – 3100, дорожный просвет – 580;
Масса снаряженного автомобиля, кг: 14000;
Грузоподъемность, кг: 5000 или 22 чел. десанта;
Полная масса автомобиля, кг: 20000;
Двигатель: 8-цилиндровый, V-образный, бензиновый, карбюраторный ЗИЛ-375Я (2 шт.);
Номинальная мощность, л.с./кВт: 2x180/2x132;
Рабочий объем, л: 7,0;
Объем топливного бака, л: 560;
Контрольный расход топлива на 100 км, л: 100;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 65;
Максимальная скорость на воде (море), км/ч: 16,4;
Преодолеваемые препятствия: ширина рва, м - 2,5; преодолеваемый подъем на песке, градусов - 31°; волнение, баллов - до 4; высота волны в прибойной зоне, м - до 2; глубина снежного покрова, м - до 0,6



 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика