Японский истребитель-бомбардировщик Mitsubishi F-1


Японский истребитель-бомбардировщик F-1 разработан компанией Mitsubishi Heavy Industries (MHI) на базе учебно-тренировочного самолета Мицубиси T-2 для Воздушных сил самообороны Японии. Это первый разработанный в Японии после Второй мировой войны боевой самолет.
Разработка самолета началась в 1972 году. В 1973 году со сборочной линии сняли два учебно-тренировочных T-2 для переоборудования по программе создания истребителя. Сначала они получили наименование T-2(FS), затем были переименованы в FS-T2 Kai, где «Kai» — сокращение от «усовершенствованный». Прототип совершил первый полет 3 июня 1975 года. Испытания и доводка самолета заняли почти два года, и только в июне 1977-го построили первый серийный истребитель, получивший обозначение F-1.

Конструктивно F-1 представляет собой высокоплан с трапециевидным крылом (стреловидность по передней кромке 42°) с небольшим наплывом по передней кромке. Крыло установлено с отрицательным углом поперечного V, равным 9°. Передняя кромка имеет геометрический уступ. Взлетно-посадочная механизация состоит из закрылков, расположенных по всему размаху, и предкрылков. На верхней поверхности крыла установлены двухсекционные интерцепторы, служащие для управления по крену. Профиль крыла - модернизированный NACA 64.
Фюзеляж Mitsubishi F-1 - типа полумонокок, выполнен в основном из алюминиевых сплавов. Его конфигурация спроектирована с учетом правила площадей. Фонари кабин - секционированные, открываются «вверх-назад».

В нижней части фюзеляжа, сразу за нишами основных стоек шасси, установлены два тормозных щитка, отклоняющихся на угол 50°. В хвостовой части установлен цельноповоротный стабилизатор, приводимый в движение гидроприводом. Для уменьшения длины пробега используется тормозной парашют диаметром 5,4 м. Кроме того, все машины оборудованы тормозным гаком. Технологически фюзеляж делится на четыре секции: носовую, центральную, кормовую и хвостовую. Две первые части строила фирма Мицубиси, остальные - Фуджи.
Шасси Mitsubishi F-1 - трехопорное, все стойки одноколесные. Главные стойки убираются вперед с поворотом на 90°, передняя - по полету. Основные колеса снабжены гидравлическими тормозами с антиблокировочными устройствами. Носовое колесо при рулежке поворачивается на угол 36°. Поскольку командование сил самообороны не планировало эксплуатацию самолетов с грунтовых аэродромов, на F-1 установлены пневматики высокого давления. Кстати, здесь Мицубиси успешно использовала опыт лицензионного производства американских машин, применив пневматики от F-104.

Топливная система Mitsubishi F-1 включает семь фюзеляжных баков, шесть из которых установлены между каналами воздухозаборников от кабины до двигателей, а седьмой - над силовой установкой. Общая емкость внутренних баков - 3823 л. Кроме того, на внешние подкрыльевые пилоны может подвешиваться два дополнительных бака емкостью 833 л. Заправка самолета централизованная под давлением, заправочный узел расположен на боковой поверхности фюзеляжа перед нишей основной стойки шасси.
Силовая установка истребителя Mitsubishi F-1 - два ТРДДФ R.B.172/Т.260-50 «Адур» совместной англо-французской разработки фирм Роллс Ройс и Турбомека. Двигатели имеют тягу на максимальном режиме 1730 кг, на форсажном - 3207 кг.

Самолет Mitsubishi F-1 оснащен встроенной шестиствольной пушкой M61A-1 «Вулкан» калибра 20-мм и управляемыми ракетами «Сайдуиндер» или ААМ-1/ААМ-2 класса «воздух-воздух» на торцевых крыльевых узлах подвески, а также разнообразным вооружением, размещаемым на пяти узлах наружной подвески (один подфюзеляжный и четыре подкрыльевых). Тактический истребитель F-1 вооружается двумя-четырьмя ПКР ASM-1 или 8-12 бомбами калибра 500 фунтов, 4 ПУ PL-4 с четырьмя НАР калибра 127 мм или 4 ПУ PL-7 с семью НАР калибра 70 мм.
В состав бортового оборудования F-1 входят бортовая РЛС, сопряженная с системой управления оружием, инерциальная навигационная система, радиовысотомер, вычислитель воздушных данных, приемник системы обнаружения и фотокамера.
Поставки истребителей Mitsubishi F-1 продолжались с сентября 1977 по март 1987 года. Планировалось построить 160 самолетов, однако всего было построено только 77 серийных самолетов.
F-1 был снят с вооружения Воздушных сил самообороны Японии в 2006 году.

Летно-технические характеристики F-1:
Размах крыла, м: 7,88;
Длина, м: 17,86;
Высота самолета, м: 4,44;
Площадь крыла, м2: 21,18;
Масса, кг: пустого снаряженного самолета - 6358, максимальная взлетная - 13675;
Топливо, л: внутренние - 3823, ПТБ - 3 х 821;
Двигатель: 2 ТРДДФ Ishikawajima-Harima TF40-IHI-801A ;
Тяга, кН (кгс): нефорсированная - 2 х 22,75 (2320), форсированная - 2 х 32,49 (3315);
Максимальная скорость полета, км/ч: 1700 (М=1.6);
Максимальная скороподъемность, м/мин: 10670;
Практическая дальность, км: 2870;
Боевой радиус действия, км: 555;
Практический потолок, м: 15240;
Экипаж, чел.: 1;
Вооружение: 20-мм шестиствольная пушка JM61 (аналог M61 Vulcan) с 750 патронами;
Боевая нагрузка: (2780 кг на 7 узлах подвески) 4 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder или ААМ-1 или 2 ПКР ASM-1 (Type 80) или 9 x 340 кг бомбы или 12 x 227(113) кг бомбы или 4 ПУ 7х70-мм (RL-7) 19х70-мм(LAU-3/A) или 4 4х127-мм(RL-4) НУР



 
 
   


 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика