Первый авианосец Китая «Liaoning»

Первый авианосец НОАК «Liaoning» бортовой номер 16 был заложен в 1985 году на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6 (до 19 июня 1990 года авианесущий крейсер «Рига», после «Варяг»). После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине и в 1998 году постройка была прекращена.
В апреле 1998 года авианесущий крейсер «Варяг» был приобретен КНР у Украины за 25 миллионов долларов. Агентом со стороны КНР выступила фирма Chong Lot Travel Agency Ltd, официально собиравшаяся перестроить авианосец в плавучий развлекательный центр (подобно ранее купленным кораблям «Киев» и «Минск»).
В 2000 году буксир «Suhaili» прибыл на Черное море, чтобы начать буксировку авианосца. Буксировка корабля была задержана по причине несогласованности его прохода с властями Турции, считавшими, что прохождение через черноморские проливы столь крупного корпуса, не имеющего собственных двигателей, может повлечь тяжелые навигационные последствия. Переговоры затянулись на 16 месяцев, на протяжении которых корабль циркулировал в Черном море. Наконец 2 ноября 2001 года турецкие власти дали разрешение на проход, и авианосец прошел в Средиземное море. Буксировка корабля через пролив заняла почти 6 часов. Буксировка производилась буксирами «Haliva Champion» и «Николай Чикер» (порт приписки Мурманск).

3 ноября 2001 года, сразу же по выходе из проливов, буксируемый «Haliva Champion» авианосец попал в сильный шторм, достигающий 9 баллов по шкале Бофорта. Ночью произошел обрыв буксирного троса, и корпус с семью членами экипажа на борту, впоследствии снятыми вертолетом береговой охраны Греции, дрейфовал в Эгейском море до 4 ноября. Плохая погода мешала попыткам буксиров восстановить контроль над кораблем. 6 ноября, при попытке завести на авианосец буксирный трос, погиб матрос Арес Линн с буксира «Haliva Champion». Лишь 7 ноября контроль над авианосцем был восстановлен.
Правила движения по Суэцкому каналу воспрещают прохождение кораблей без действующей силовой установки, поэтому «Варяг» был направлен в плавание вокруг Африки через Гибралтар. Два буксира («Н. Чикер» и «Sandy Cape») буксировали корабль со средней скоростью 11 километров в час на протяжении 28200 километрового маршрута, с промежуточными остановками для заправки и пополнения запасов.
Общая стоимость корабля для КНР составила 25 миллионов долларов украинскому правительству и 5 миллионов долларов платы за буксировку.
Корабль прибыл в Китай 3 марта 2002 года. Хотя официально корабль по-прежнему объявлялся готовящимся к переделке в плавучее казино в Макао, лицензия фирмы Chong Lot Travel Agency Ltd не была возобновлена к этому моменту.

В 2005 году корабль был поставлен в сухой док в Даляне и в течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке. Сильно заржавевший корпус был очищен пескоструйной обработкой и покрашен.
В 2008 году корабль был перемещен в другой док, где, по ряду данных, была проведена установка двигателей и тяжелого оборудования. На нем были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты противокорабельных ракет «Гранит».
8 июня 2011 года начальник генерального штаба НОАК генерал Чен Бингде впервые официально подтвердил, что корабль будет введен в строй как авианосец, одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служить учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.
Конструкция корабля близка к однотипному «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», большинство отличий заключаются в использованных системах вооружения и радиоэлектронном оснащении. По имеющимся данным, пусковые установки ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты — заделаны, чтобы освободить больше места для расположения запасных частей самолетов.
Вместо 6 установок АК-630 китайский авианосец несет три автоматические 11-ствольные 30-мм установки Type 1130, являющиеся близким аналогом системы Goalkeeper. Зенитно-ракетное вооружение состоит из 3 восемнадцатизарядных пусковых установок ракет FL-3000N ближнего радиуса действия, оснащенных инфракрасным сканирующим датчиком и имеющим дальность действия до 6 км.

В целом, вооружение корабля является сравнительно ослабленным и ориентированным исключительно на самооборону авианосца. Возможно, за счет этого был увеличен запас авиатоплива или боеприпасов на борту.
10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания, продолжавшиеся 4 дня. 15 августа авианосец вернулся в Далянь и покинул порт только 29 ноября того же года. С декабря 2011 по июль 2012 года корабль провел ряд маневров, во время которых, по данным источников, проводились испытания различных систем вооружения и оборудования и взлеты и посадки вертолетов на палубу. Однако в ходе этих испытаний посадка самолетов на палубу не проводилась.
25 сентября 2012 года в порту Далянь состоялась церемония принятия на вооружение Военно-морскому флоту Народно-освободительной армии первого авианосца. В церемонии приняли участие председатель КНР Ху Цзиньтао и Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Корабль получил название «Liaoning» — в честь провинции на северо-востоке Китая и бортовой номер 16.
24 ноября 2012 года китайская газета «South China Morning Post» сообщила о успешной посадке истребителя Shenyang J-15 на палубу авианосца. Самолетом управлял пилот-испытатель Дай Минмэнь. Таким образом, Китай официально стал новой державой, имеющей морскую палубную авиацию с горизонтальным взлетом и посадкой.

Основные характеристики авианосца «Liaoning»:
Водоизмещение, т: 59500;
Длина, м: 304,5;
Ширина, м: 38;
Осадка, м: 10,5;
Двигатели: ПТУ мощностью 4 х 50000 л. с.;
Скорость хода, уз.: 29 (54 км/ч);
Дальность плавания, миль: 8000;
Экипаж, чел.: 1980 (520 офицеров);
Вооружение: 3х11-ствольных 30-мм зенитно-артиллерийских комплекса Type 1130, 3х18-зарядных ПУ ЗУР FL-3000N, 2х12-зарядные ПУ ПЛУР;
Авиационная группа: 24 истребителя Shenyang J-15, 4 вертолета ДРЛО Z-18J, 6 противолодочных вертолетов Z-18F, 2 поисково-спасательных вертолета Z-9C



 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:

 
 
Вся размещенная на сайте информация является собственностью администрации.
При копировании материалов, ссылка на zonawar.ru обязательна.
 
 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика