Опытный ракетоплан Northrop HL-10

В рамках исследования возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса в Центре Лэнгли (Langley Research Center), наиболее перспективным был признан проект с обозначением HL-10 («Horizontal Landing» - «Горизонтальная посадка», 10 обозначала порядковый номер предложенной модели). По своей схеме аппарат HL-10 имел почти круглую (в миделе) верхнюю поверхность с тремя килями и плоское, немного выгнутое днище.

Летом 1964 г. NASA заключило с компанией Northrop контракты на разработку двух экспериментальных ракетопланов M2-F2 и HL-10, предназначенных для изучения характеристик аппаратов с несущим корпусом на небольших сверхзвуковых скоростях. Данные модели, изготовленные из алюминиевого сплава, предлагалось комплектовать ЖРД тягой около 4 т. Их запуски, должны были осуществляться на высоте примерно 13 км с подкрыльевого пилона самолета В-52.

Корпус аппарата HL-10 представлял собой перевернутый полуконус с плоским днищем и закругленной верхней частью фюзеляжа. Кроме того, эта модель имела центральный киль. На верхней поверхности хвостовой части монтировались два трапециевидной формы элевона с небольшими щитками. Центральный киль имел разрезной руль направления, а на внешних килях монтировались балансировочные панели. Эти панели вместе с щитками элевонов применялись для стабилизации изделия только на этапах транс- и сверхзвукового полета; после активного участка при планировании на скорости М=0,6-0,8 они фиксировались во избежании резкого снижения аэродинамического качества при посадке. Расчетная скорость приземления оценивалась примерно в 360 км/ч.

Поскольку разработка ракетоплана HL-10 велась в достаточно жестких финансовых ограничениях, то в целях экономии средств модель комплектовалас уже готовыми элементами и узлами. Основное шасси было взято с истребителя F-5 (модификации Т-38), передняя опора с тренировочного самолета Т-39, катапультируемое кресло с истребителя F-106, которое обеспечивало покидание аппарата даже при транспортировке самолетом В-52, и т.п.

Приборное оборудование ракетоплана HL-10 отличалось простотой - при первых полетах на них отсутствовали даже датчики пространственного положения. Среди основных измерительных приборов назывались высотомер, акселерометр, датчики скорости, угла атаки и скольжения.
Аппарат оснащался однотипным двигателем XLR-11 с тягой 3,6 т, применявшимся непродолжительное время на самолете Х-15. Для увеличения дальности полета при аварийной посадке на аппарате монтировался вспомогательный ЖРД, работавшие на перекиси водорода.
При выполнении бросковых испытаний топливные баки ракетоплана HL-10 заполнялись водой общей массой 1,81 т.

Начало бросковых испытаний аппарата HL-10 с самолета В-52 было осложнено серьезными проблемами. После первого же автономного полета, состоявшегося в декабре 1966 г., модель потребовала серьезных доработок, управляемость изделия в поперечном направлении была признана крайне неудовлетворительной, при разворотах эффективность элевонов резко падала. Для устранения недостатков потребовалась существенная доработка внешних килей, формирующих поток над управляющими поверхностями.
Планирующие полеты ракетоплана HL-10 продолжились лишь весной 1968 г. При двенадцатом испытании, осуществленном в октябре указанного года, впервые был произведен запуск маршевого ЖРД.

Аппарат HL-10 использовался в интересах программы «Спейс Шаттл». Последние два его полета, выполненные летом 1970 г., были посвящены отработке посадки с включенной силовой установкой (в ходе этого эксперимента предполагалось оценить эффективность применения вспомогательных двигателей на заключительном этапе спуска орбитальной ступени МТКС). В этих целях основной двигатель модели XLR-11 был заменен тремя ЖРД на перекиси водорода.

В целом эксперимент прошел успешно - работавшие при посадке двигатели позволили уменьшить угол глиссады с 18 до 6 градусов. Однако, как отметил пилот аппарата, несмотря на активную работу наземных средств наведения, некоторые сложности возникли при определении момента включения ЖРД.
За весь период испытаний аппарата HL-10 было выполнено 37 стартов. При этом модель (в комплектации с основным двигателем) установила рекордные для всех ракетопланов с несущим корпусом показатели скорости (М=1,86) и высоты полета (27,5 км).

Летно-технические характеристики ракетоплана HL-10:
Размах крыльев, м: 4,15;
Длина, м: 6,45;
Высота, м: 2,92;
Площадь крыла, м2: 14,90;
Масса, кг: пустого самолета - 2397, нормальная взлетная - 2721, максимальная взлётная - 4540 с 1604 кг топлива;
Двигатель: 1 четырёхкамерный ракетный двигатель Reaction Motors XLR-11 тягой до 35,7 кН;
Максимальная скорость, км/ч: 1976;
Дальность полёта, км: 72;
Практический потолок, м: 27524;
Нагрузка на крыло, кг/м2: 304,7;
Экипаж, чел.: 1


 
 
   

Стрелковое оружие стран мира:
 
 
 

 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика