Экспериментальный самолет Douglas X-3 «Stiletto»

Контракт на проектирование и постройку экспериментального самолета, способного достичь числа М = 3, был заключен с фирмой «Douglas» в 1947 году. Работы над постройкой самолета, получившего обозначение X-3, продолжались пять лет. В процессе изысканий фирма «Douglas» изучила более 60 вариантов разнообразных схем самолета со всеми возможными типами силовых установок: ТРД, ПВРД и ЖРД — по отдельности и в различных сочетаниях. Для постройки был принят вариант с двумя ТРД Вестингауз J-40, дающими суммарную тягу около 7700 кг. Постройка самолета была закончена в ноябре 1951 года, но из-за трудностей с двигателями, которые давали значительно меньшую тягу, чем было заявлено в проекте, летные испытания задержались почти на целый год. В октябре 1952 года состоялся первый полет самолета Douglas X-3 «Stiletto».


Cамолет Douglas X-3 «Stiletto» представляет собой моноплан обычной схемы с нормальным оперением. Крыло самолета прямое, трапециевидное. Профиль крыла ромбовидный. Площадь крыла без подфюзеляжной части составляет 9,3—10,2 м2. На крыле имеются обычные элероны, щелевые закрылки, опускающиеся носки и перегородки для предотвращения стекания пограничного слоя. Для подвески элеронов и носков установлены наружные узлы, в связи с чем под крылом имеются длинные обтекатели. В связи с большими нагрузками (порядка 1000 кг/м2) крыло было изготовлено из титана и имеет сплошное сечение (за вычетом каналов для проводок управления).
Фюзеляж самолета X-3 «Stiletto» отличается весьма большим удлинением (длина его втрое больше размаха крыла) и заостренным носом, который переходит в низкий фонарь с острыми гранями. В угоду хорошему обтеканию пришлось поступиться удобствами летчика, который сидит в слегка наклоненном положении с левой стороны кабины.

Оперение самолета X-3 «Stiletto» обычное: киль небольшой площади имеет руль направления, горизонтальное оперение целиком поворотное. Все органы управления, очевидно, снабжены необратимыми гидроусилителями. Возможно, что имеется демпфер рыскания. По бокам фюзеляжа размещаются два ТРД Вестингауз J-34-17 с форсажной камерой, между которыми установлен топливный бак. Воздухозаборники помещены в верхней части фюзеляжа, непосредственно за кабиной. Выхлопные сопла выходят под фюзеляжем сзади крыла.


Самолет X-3 «Stiletto» являлся, в сущности, летающей аэродинамической лабораторией, и поэтому на нем было установлено большое количество испытательного и экспериментального оборудования, специально разработанного NACA. В фюзеляже размещено около 550 кг экспериментального оборудования, на поверхностях самолета имеется 850 дренажных отверстий для замера давления, 185 электротензометров измеряют воздушные нагрузки и напряжения, в 150 точках замеряются и регистрируются температуры на обшивке.

Для создания нормальных жизненных условий в кабине на самолете X-3 «Stiletto» установлена мощная система кондиционирования воздуха. Носовая часть фюзеляжа охлаждается топливом, циркулирующим под обшивкой. Система спасения летчика, разработанная фирмой «Douglas» для самолета X-3, состоит в основном из катапультируемого вниз кресла со стабилизирующими поверхностями. На высоте 4500 м летчик автоматически отделяется от кресла и опускается до земли на обычном парашюте. Если покидание самолета происходит на меньших высотах, летчик отделяется от кресла через три секунды после выбрасывания.
Осенью 1956 года NASA закончил испытания самолета X-3 «Stiletto» и передал его ВВС США для дальнейшего использования. С самолета было снято 545 кг испытательного оборудования. Из-за ограниченной тяги двух ТРД самолет был использован только для экспериментов при околозвуковых и небольших сверхзвуковых скоростях.

Летно-технические характеристики самолета X-3 «Stiletto»
Экипаж, чел.: 1 (пилот);
Габаритные размеры, м: длина - 20,36; размах крыла - 6,92; высота - 3,81;
Площадь крыла, м2: 15,47;
Масса пустого, кг: 6507;
Нормальная взлетная масса, кг: 10160;
Объем топливных баков, л: 3766;
Силовая установка: 2 х ТРДФ Westighouse J34-WE-17;
Бесфорсажная тяга: 2 х 15,0 кН (1529 кгс);
Форсажная тяга: 2 х 21,8 кН (2223 кгс);
Максимальная скорость, км/ч: 1120 (0,987М) на 6096 м;
Скорость сваливания, км/ч: 324;
Практический потолок, м: 11582;
Продолжительность полета, мин.: 60;
Скороподъемность, м/с: 96,5;
Время набора высоты: 10668 м за 5,3 мин;
Тяговооруженность: 0,44;
Длина разбега, м: 1859



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.