Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» модель 1915 г.
Россия 


  Бронеавтомобиль Руссо-Балт модель 1915 г.  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
«Руссо-Балт» модель 1915 г.
Экипаж, чел: 6;
Габаритные размеры, мм: колесная база - 3165;
Бронирование, мм: 5,5;
Вооружение: две 37-мм пушки «Гочкис» и три 7,62-мм станковых пулемета «Максим» (шасси «Руссо-Балт-С24-40»); одна 37 мм пушка «Гочкис» и три 7,62-мм станковых пулемета «Максим» (шасси «Руссо-Балт-Д24-40»);
Боекомплект: ... выстрелов, 9000 патронов;
Двигатель: «Руссо-Балт-С24- 40», 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4501 см3, мощность 29,4 кВт при 1800 об/мин;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 30-35;
Запас хода, км: по шоссе до 300;
Запас топлива, л: 96;
Преодолеваемые препятствия: ров - 1 м.
 

    Еще в процессе постройки пулеметных машин стало ясно, что они будут малопригодны для действий «против неприятеля, скрытого в окопах, против укрыто поставленного пулемета или бронированных автомобилей противника».
     Учитывая эти обстоятельства, штабс-капитану Некрасову было поручено создать броневики с пушечным вооружением. Для этой цели в августе 1914 года он получил из Риги, где находился завод «Руссо-Балт», шесть грузовых шасси модели «Руссо-Балт-Д24-40» XVI серии и четыре шасси модели «Руссо-Балт-С24-40» серии ХIII-бис. Их бронирование с последующей установкой вооружения производили при помощи инженера-изобретателя А. Братолюбова в принадлежащих ему специализированных мастерских. Катаные хромоникелевые листы толщиной 5,5 мм, из которых склепывались корпуса бронемашин, поставлялись Обуховским сталелитейным заводом и обеспечивали защиту от остроконечных винтовочных пуль на дистанции 250 шагов. Первые семь бронемашин Некрасов и Братолюбов сдали заказчику 23 февраля 1915 года три на шасси «Руссо-Балт-С24-40», три на шасси «Руссо-Балт-Д24-40» и одну на шасси «Рено». Три броневика были приспособлены для движения по железнодорожным рельсам, что значительно расширяло их тактические возможности, и предназначались для формирования автоброневого железнодорожного взвода.
     Броневики, построенные на легковых шасси «Руссо-Балт-С24-40», были вооружены двумя 37-мм пушками «Гочкис», смонтированными в лобовом листе корпуса, бронемашины на базе грузового шасси «Руссо-Балт-Д24-40» были оснащены одной 37-мм пушкой. Помимо пушечного вооружения каждая машина имела еще и три 7,62-мм пулемета «Максим», которые были установлены в бортах и кормовом листе корпуса. В связи с такой насыщенностью огневыми средствами экипажи бронемашин насчитывали по 6 человек.
     Расположение пушек в лобовом листе с углом обстрела по горизонтали всего в 90° оказалось неудобным, а сами пушки «Гочкис» с плечевым упором — непрактичными. Поэтому на следующей серии из четырех машин (три — на шасси «Руссо-Балт-Д24-40» и одна — на шасси «Руссо-Балт-С24-40») уже появились вращающиеся башни со скошенными скулами. В одной скуле были установлены два пулемета «Максим», в другой — один. Броневики Некрасова и Братолюбова из второй серии получили названия «Олег», «Ярослав», «Святослав» и «Победоносец».
     Подвижность бронемашин, построенных на шасси «Руссо-Балт-С24-40», обеспечивал четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Руссо-Балт-С24-40» с рабочим объемом 4501 см3 , развивавший мощность 29,4 кВт (40 л с ) при 1500-1800 об/мин. Двигатель отличался двусторонним расположением клапанов, цилиндры были отлиты в двух блоках. Циркуляция воды в системе охлаждения осуществлялась с помощью насоса. К подшипникам коленчатого вала смазку подавал шестеренчатый масляный насос. Остальные детали смазывались масляным туманом в картере двигателя. Двигатель монтировался отдельно от четырехступенчатой коробки передач, и чтобы деформации рамы не нарушали соосности обоих агрегатов при езде по бездорожью. они крепились на дополнительном подрамнике Картеры двигателя и коробки передач были отлиты из алюминиевого сплава. Все шестерни коробки передач, главной передачи, а также колеса вращались не во втулках, а на шарикоподшипниках. Для передачи крутящего момента к ведущим колесам служили не цепи, как на ряде машин того периода, а карданный вал. Силовая установка позволяла броневику двигаться по дорогам с твердой поверхностью с максимальной скоростью 30-35 км/ч. С полными баками, вмещавшими 96 литров бензина, он мог пройти по шоссейной дороге до 300 км.
     В двухосной заднеприводной (4x2) ходовой части броневиков на легковом шасси «Руссо-Балт-С24-40» на обеих осях использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами из сплошной резины размером 880-120 мм. Передние колеса, подвешивались на продольных полуэллиптических листовых рессорах. Подвеска задней оси состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических листовых рессор двух продольных и одной поперечной. Тормозами с механическим приводом были оборудованы только задние колеса.
     «Руссо-Балты» с грузовым шасси «Д24-40» имели совершенно другую раму с колесной базой 3374 мм, а также передний и задний мосты с колеей 1435 мм. По сравнению с шасси «С24-40» рама по отношению к осям была поднята на 90 мм рессоры удлинены и увеличен размер шин-пневматиков до 895-135 мм.
     Для повышения проходимости бронемашин первой серии, Братолюбов предложил закрепить на ободах колес уширительные бандажи, диаметр которых примерно равнялся диаметру обода, и если колеса уходили в грунт, то бандажи, почти вдвое увеличивавшие опорную поверхность, не давали машине увязнуть. Крылья над передними колесами отсутствовали, зато задние колеса более чем наполовину закрывались полукруглыми бронеэкранами, которые приклепывались к задней арке.
     Четыре бронемашины второй серии, поступили в войска весной 1916 года. Русско-Балтийский вагонный завод к этому времени, прекратил выпуск автомобилей и шасси для броневиков, поскольку в августе 1915 года его пришлось эвакуировать из Риги в Петроград. Автомобильный отдел работал еще некоторое время после Октябрьской революции. 20 февраля 1918 года он был национализирован, а 15 января 1919 года закрыт.

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика