Бельгийцы и особенно жители Антверпена всегда гордились автомобилем «Минерва» — роскошной машиной, которую вплоть до начала второй мировой войны выпускала одноименная фирма, завод которой находился почти в самом центре столицы. Фирму «Минерва» основал в 1800 году Сильвен де Йонг, а спустя 99 лет из стен завода выехал первый автомобиль с изображением римской богини мудрости Минервы на капоте. Автомобили «Минерва», выпускавшиеся до начала первой мировой войны, относились к тому же классу, что и английские «Роллс-Ройсы» и немецкие «Мерседесы» и естественно, были доступны лишь весьма состоятельным людям. В числе владельцев «Минерв» были король Бельгии Альберт, многие звезды Голливуда и миллионеры. До сих пор поговаривают, будто сам Аль Капоне разъезжал по Чикаго в пуленепробиваемой «Минерве». Возможно, это не более чем легенда, зато неоспоримым фактом является то, что бронированные автомобили «Минерва» только за 1914 год, когда шли бои вокруг Антверпена, приняли на себя больший град свинца, чем за весь период сухого закона в Соединенных Штатах Америки. Как бы там ни было достоинства этих машин, проявленные ими в годы войны, могли быть очень веским доводом в пользу их приобретения американскими бутлегерами 20-х годов, которые прошли под трескотню перестрелок гангстерских кланов. Открытый сверху клепаный корпус изготавливался из стальных бронелистов толщиной 5 мм выпускавшихся хорошо известной металлургической компанией «Кокерилль», завод которой находился в городе Хобокен, неподалеку от Антверпена. В моторном отсеке был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Минерва» с рабочим объемом 5900 см развивавший мощность 588 кВт (80 л. с.) при 2100 об/мин. что позволяло бронемашине с боевой массой 4 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 40 км/ч. С двигателем взаимодействовала механическая четырехскоростная коробка передач.
На бронемашинах раннего выпуска бронировка моторного отсека была решена весьма своеобразно с боков мотор прикрывали вертикальные бронепанели, которые с одной стороны смыкались с передней стенкой моторного отсека, а с другой — с лобовой стенкой корпуса. Узкая крыша над двигателем лишь частично закрывала моторный отсек, в результате чего с обеих сторон от мотора имелись открытые продольные карманы. На машинах более позднего выпуска крыша уже полностью закрывала моторный отсек, но для циркуляции охлаждающего воздуха в ней были предусмотрены два полукруглых отверстия. Бронировка радиатора состояла из двух створок подвешенных на шарнирных петлях к передней стенке моторного отсека. В заднеприводной (4x2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались спицованные колеса с пневматическими шинами, причем на ведущей задней оси применялись не односкатные, как на стандартном шасси, а двухскатные колеса, чтобы компенсировать увеличение массы, связанное с установкой бронекорпуса Крылья передних и задних колес соединялись с тянувшимися вдоль корпуса подножками на которых размещались укладочные ящики для запасных частей и инструментов.
Бронеавтомобили «Минерва» оказались настолько надежными и неприхотливыми в эксплуатации, что оставались в строю бельгийской армии в течение двух последующих десятилетий. Последняя машина этого типа была снята с вооружения лишь в 1935 году. В 1914 году одна бронемашина «Минерва» была интернирована голландцами когда подразделение, в котором она числилась, при отступлении бельгийских войск перешло границу Нидерландов Голландцы использовали ее в качестве пограничной патрульной машины, а в 1919 году вернули бельгийской армии. Фото бронеавтомобиля «Минерва» (Minerva)
|