Легкий танк Т-26 образца 1933-1939 гг.
СССР 

  Танк Т-26 образца 1933—1939 гг.  
 
Тактико-технические характеристики легкого танка Т-26 образца 1939 года
Боевая масса, т: 10,25;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина - 4620, ширина - 2450, высота -2330;
Броня, мм: лоб корпуса - 15, борт корпуса - 15, башня - 15, крыша - 10, днище - 6;
Вооружение: 45-мм пушка образца 1934-1938 гг., два 7,62-мм пулемета ДТ;
Боекомплект: 205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией 165 и 3087 соответственно);
Двигатель: Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощность 97 л. с.;
Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,8;
Скорость по шоссе, км/ч: 30;
Запас хода по шоссе, км: 240
 

У танков Т-26 образца 1933 г. имелась одна цилиндрическая башня, а вооружение использовалось такое же, как и на танке БТ-5, — 45-мм пушка и два пулемета ДТ. Боевая масса таких танков составляла 9,4 т, высота Т-26 увеличилась на 110 мм. Боекомплект орудия состоял из 130 снарядов. Таких танков было выпущено 2127 шт.
Помимо этого, выпускались так называемые «радийные» танки Т-26РТ с цилиндрической башней, характерной особенностью которых было наличие поручневой антенны и радиостанции, установленной в нише башни. Боекомплект орудий этих танков был меньше, чем у других танков Т-26, — всего 96 снарядов. Таких танков было изготовлено 3938 шт.

Радийный танк Т-26 1936 года выпуска с поручневой антеной на башне
Радийный танк Т-26 1936 года выпуска с поручневой антеной на башне

В ходе боевых действий в Испании и у озера Хасан выяснилось, что поручневые антенны служат ориентиром для огня противника, поэтому в дальнейшем от таких антенн отказались, заменив их штыревыми.
Интересной особенностью Т-26 образца 1933 г. было наличие двух фар-прожекторов, расположенных над пушкой. Благодаря их освещению танк мог вести обстрел позиций противника и в ночное время.
Начиная с 1935 г. бронелисты, из которых изготавливался корпус танков Т-26, стали соединять методом сварки (раньше их соединяли клепкой). Несколько уменьшили боекомплект — до 122 снарядов на Т-26 и до 82 на Т-26РТ. Зато была увеличена емкость топливных баков. В результате модификаций масса танка возросла до 9,6 т.
В 1937 г. появился Т-26, на крыше башни танка имелся зенитный пулемет. Также эти танки были снабжены внутренним переговорным устройством. Была увеличена мощность применяемого на Т-26 двигателя, и масса Т-26 стала составлять 9,75 т.


  Легкий танк Т-26 образца 1936 года  
 
Легкий танк Т-26 образца 1936 года
 

У танков образца 1937 г. сварные башни имели коническую форму, что усиливало их противопульную защиту. Снова была увеличена емкость топливных баков и уменьшен боекомплект (до 107 снарядов на Т-26). Соответственно масса танка продолжала расти — теперь она составляла 10,75 т. С 1938 г. Т-26 стали снабжать стабилизатором линии прицеливания орудия в вертикальной плоскости.
Бронелисты подбашенных коробок танков Т-26 образца 1939 г. располагались наклонно. В 1939 г. перестали устанавливать задний башенный пулемет. Существенно увеличился боекомплект танка: Т-26 — 205 снарядов, Т-26РТ — 165 снарядов. Была увеличена и мощность двигателя.

Во время советско-финской войны около 100 Т-26 было оснащено навесными бронеэкранами, в результате чего толщина лобовой брони доходила до 60 мм. В 1941 г. выпуск Т-26 был прекращен.
Следует отметить, что, помимо обычных Т-26, в значительном количестве выпускались также химические, или огнеметные, танки. Помимо огнемета, в таких танках имелось и обычное пулеметно-пушечное вооружение.
ОТ-130 был создан в 1936 г. на основе однобашенного Т-26. На танк вместо пушки установили огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м. Запас огнесмеси составлял 400 л. Экипаж ОТ-130 состоял из 2 человек, масса машины достигала 10 т.


  Продольный разрез танка Т-26 1939 г.  
 
Продольный разрез танка Т-26 1939 г.
А - моторное отделение; Б - боевое отделение; В - отделение управления; 1 - броневой корпус; 2 - башня; 3 - двигатель; 4 - коробка перемены передач; 5 - бортовой фрикцион; 6 - тормоза; 7 - бортовая передача (за броневым листом); 8 - ходовая часть; 9 - перегородка, отделяющая боевое отделение от моторного; 10- броневые жалюзи над масляным радиатором; 11 - воздушный колпак; 12- 45-мм пушка 20К; 13 - аккумуляторная батарея; 14 - откидной лобовой щиток водителя; 15- опорные катки; 16 - тележка подвески; 17- глушитель.
 

Аналогичными разновидностями боевых машин, оснащенных огнеметами и большими запасами огнесмеси, были ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133, на которых также имелось пулеметное вооружение. На ОТ-133, помимо огнемета, находилось два пулемета, на предыдущих вариантах — по огнемету и одному пулемету. В 1940 г. на базе Т-26 был создан ОТ-134. Коническая башня этого танка была оснащена орудием калибра 45 мм и пулеметом, а огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м, располагался в переднем верхнем листе корпуса. Боевая масса ОТ-134 равнялась 10,8 т, экипаж состоял из 2 человек.
В 1933 г. на основе Т-26 был спроектирован мостовой танк грузоподъемностью 14 т. 65 таких мостоукладчиков было создано в 1935 г. Также на основе Т-26 в 1934 г. изготовили экспериментальные образцы бронетранспортеров ТР-26 и ТР-4, предназначенных для перевозки солдат пехоты, и ТР-4-1, который предназначался для подвоза боеприпасов к танковым подразделениям. В 1935—1936 гг. на базе Т-26 изготовили два танка-танкера Т-26Ц для транспортировки горючего.


  Колонна танков Т-26, лето 1937 года  
 
Колонна танков Т-26, лето 1937 года. Впереди радийная машина 1936 года выпуска.
 

Проводились эксперименты и по снабжению Т-26 поплавками, благодаря которым он мог бы двигаться по воде, и оборудованием, которое позволило бы танку перемещаться по дну водоемов на глубине до 5 м. Существовали танки-тральщики, разработанные на основе конструкции Т-26. Также под руководством П. Н. Сячинтова и Л. С. Троянова на базе Т-26 началась проектировка самоходных артиллерийских установок (САУ).

Т-26, как и БТ-5, применялись в боевых действиях во время гражданской войны в Испании, на Халхин-Гол, в ходе освободительного похода в Западную Белоруссию и Украину, в советско-финской и Великой Отечественной войнах.
Основным недостатком Т-26 являлось слабое бронирование. При попытке устранить этот недостаток путем дополнительного экранирования снижались такие важные характеристики, как скорость и маневренность.
К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии имелось более 9000 Т-26, однако значительное количество этих танков было потеряно в ходе боевых действий.


   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.