Танк «Fiat Tipo 2000»
Италия 


  Танк «Fiat Tipo 2000»  
 
Тактико-технические характеристики танка «Fiat Tipo 2000»
Боевая масса, т: 42;
Экипаж, человек: 10;
Высота, м: 3,8;
Длина, м: 7,4;
Ширина, м: 3,1;
Клиренс, м: 0,54;
Толщина брони, мм: лоб корпуса – 20, борт корпуса – 20, башня – 20, корма – 20, крыша – 15;
Вооружение: 65-мм горная пушка, 7х6,5-мм пулеметов FIAT;
Двигатель: FIAT-А12, карбюраторный, 6-и цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 240 л.с.;
Запас топлива, л: 600;
Ширина трака, мм: 450;
Максимальная скорость, км/ч: 6-7,5;
Запас хода, км: 75;
Преодолеваемые препятствия: подъем – 40 град.; ров - 3,5 м; стенка 0,9 м
 

Вступив в Первую мировую войну на стороне Антанты в 1915 году, Италия довольно скоро осознала то, что уже стало ясно воевавшим странам - боевые и технические средства, имевшиеся в наличии, смогли лишь завести войну в позиционный тупик, но не давали выхода из него. Командование тем не менее долго оставалось уверено в близких и крупных успехах. Сражение с австро-германскими войсками на р. Изонцо близ Капоретто в октябре-ноябре 1917 г. закончилось для итальянской армии, сражавшейся на стороне Антанты, тяжелым поражением. Видимо, именно после этих событий и пошла гулять едкая шутка: "Зачем существует австрийская армия? Чтобы ее били другие европейские армии. А зачем существует итальянская армия? Чтобы и австрийцам было кого побить".


  Танк «Fiat Tipo 2000»  

Тяжелый урок заставил высшее командование обратить больше внимание на новые технические средства борьбы. Военное руководство проявило, в частности, интерес к танкам - тем более, что в ноябре того же 1917 г. состоялся триумф британских танков под Камбрэ. Италия попыталась закупить во Франции 20 средних танков "Шнейдер" и 100 легких "Рено" FT-17. Однако в связи с тем, что к этому времени выпуск "Шнейдеров" был прекращен, а "Рено" стали остро необходимы самим французам, в Италию удалось отправить один "Шнейдер" и три "Рено" FT-17. Последний стал прототипом для собственного легкого танка "Фиат"-3000. Более тяжелый танк итальянцы создали самостоятельно, войдя благодаря этому в число первых пяти танкостроящих стран.
Заметим, что техническая база у Италии была неплохая. Да и в области боевого применения бронемашин за итальянцами был явный приоритет - бронеавтомобиль Бианчи действовал против турок в Триполи еще в 1913 г., а в ходе мировой войны итальянцы приняли новые бронеавтомобили марок Ансальдо и Бианчи. Но в новых условиях это были лишь вспомогательные средства с ограниченными боевыми возможностями. Попытки разработки вездеходных боевых машин делались в Италии уже до этого - так, в 1915 г. высококолесный бронеавтомобиль с двумя пулеметными башнями разработал Л. Кассали.


  Танк «Fiat Tipo 2000»  

Непосредственно разработкой первого итальянского танка занялась фирма Фиат - кому же еще и было этим заняться, как ни самому солидному машиностроительному концерну, ведущему свое начало от акционерного автомобильного общества Fabrika Italiana Automobili Torino, основанного в 1899 г.
Разработку танка Фиат начал еще в 1916 г., не дожидаясь выдачи военным ведомством официального задания, под явным впечатлением первых - еще пока весьма скромных - успехов британских тяжелых танков. Фирма подошла к делу весьма рационально - сначала разрабатывалось шасси, на котором предполагали выполнить танк, а в случае отсутствия заказа предложить его как тяжелый трактор. Испытания шасси прошло именно в виде трактора с деревянным навесом над платформой.

Первая мировая война была детством танков, но уже она выявила несколько подходов к их назначению и конструкции. Фиат - 2000 (Fiat Tipo 2000), построенный к концу войны в количестве всего двух машин, демонстрирует один из вариантов подхода к тяжелым танкам, как к подвижному форту, способному передвигаться по изрытому полю боя, оказывая огневую поддержку пехоте и становясь своего рода опорой боевого порядка как при методической атаке, так и при переходе к обороне. Соответственно от танка можно было требовать возможности кругового обстрела (или, по крайней мере, в широком секторе), достаточной защищенности и пехотной скорости на труднопроходимой местности. Насколько привлекательной казалась такая боевая машина, можно понять по тому, что практически в то же время на тех же основаниях по другую сторону фронта началась разработка германского тяжелого танка A7V.


  Танк «Fiat Tipo 2000»  

Фиат -2000, в отличие от германского коллеги, не принял участия в боях, но его можно назвать более удачной реализацией идеи подвижного форта.
Разработку тяжелого танка «Фиат» начала еще в 1916 г., не дожидаясь выдачи военным ведомством официального задания — сначала разрабатывалось шасси тяжелого трактора, на котором в случае успеха предполагали выполнить танк. «Фиат 2000», построенный к концу войны в количестве всего двух машин, демонстрирует один из вариантов подхода к тяжелым танкам как к «подвижному форту». Танк имел «трехъярусную» схему компоновки.
Моторно-трансмиссионное отделение занимало пространство между днищем корпуса и полом обитаемого отделения по всей длине. Обитаемое отделение было двух ярусным за счет подъема пола над двигателем. Водитель (он же командир машины) размещался по оси машины в выступающей передней дебке, для наблюдения на марше пользовался окном в изогнутом лобовом листе рубки, закрывавшимся глухой бронекрышкой, в бою - перископическим прибором.
В центре боевого отделения во вращающейся башне стоя располагался наводчик, по периметру корпуса - пулеметчики. Из всех 10 членов экипажа более-менее удобное рабочее место имел водитель. Для посадки и высадки служила дверь в левом борту. Для наблюдения и стрельбы из личного оружия служили окошки с внутренними бронезаслонкам. Первый танк, собранный в феврале 1918 г., имел коническую башню, следующие - полусферическую.


  Танк «Fiat Tipo 2000»  

В башне монтировалась качающаяся часть 65-мм горной пушки с большими углами наведения по вертикали. Это было предусмотрительно, поскольку размещение башни оставляло вокруг танка большую мертвую зону, и огонь из пушки приходилось вести в основном навесной.
Амбразура башни перекрывалась изнутри связанным с пушкой вертикальным щитком. Вращение башни и наведение пушки производились в ручную. В корпусе по углам и посередине бортов и кормы монтировались 6,5-мм пулеметы «Фиат-Ревелли» с водяным охлаждением. Установки пулеметов включали качающийся цилиндрический щиток и поворотный щиток в форме половины усеченного конуса, допускали угол горизонтального наведения 100°, так что в сумме пулеметы давали почти круговой обстрел.

Клепаные корпус и башня собирались из катаной брони толщиной от 20 (по периметру) до 15 мм (крыша) с наклоном лобового, бортовых и кормового листов корпуса, ходовая часть прикрывалась большими экранами, так что экипаж и силовая установка были неплохо защищены.
Под полом боевого отделения в кормовой части монтировался авиационный двигатель «Фиат-12А» мощностью 240 л. с. Радиатор обдувался вентилятором, засасывавшим воздух через кормовые жалюзи. Трансмиссия включала главное сцепление, коробку передач, вращение от которой передавалось через конические шестерни на поперечные валы с бортовыми сцеплениями.


  Танк «Fiat Tipo 2000»  

Ходовая часть включала на борт восемь сдвоенных опорных катков, сблокированных попарно в тележки, подвешенные на полуэллиптических рессорах. Спереди и сзади имелись натяжные ролики («упорные катки»). Небольшой динамический ход катков делал тряску машины весьма ощутимой. Ведущие колеса располагались впереди и приводились цепями Галля выступавшие впереди цепи были весьма уязвимы. Длина опорной поверхности гусеницы — 2,15 м. К достоинствам танка относилась неплохая проходимость.
В 1919 году «Фиат-2000» появились в Ливии, которая в то время была итальянской колонией, здесь танк нес двухцветную маскировочную окраску. На 1920 год были построено всего 4 машины, состоявшие на вооружении до 1934 года. Попытка модернизировать танк заменой двух передних пулеметов 37-мм пушками в конических установках не дала результата.
Дальнейшее развитие дорогих тяжелых танков оказалось Италии не по силам, к тому же они мало отвечали условиям планировавшихся Италией театров военных действий.


  Танк «Fiat Tipo 2000»  

После завершения войны все четыре танка свели в отдельное подразделение, но в реальных боевых действиях они участия не принимали. Единственной военной акцией, в которой довелось поучаствовать танкам Фиат-2000, была командировка в Ливию в середине 1920-х гг. Здесь тяжелые боевые машины выполняли полицейские функции вместе с бронеавтомобилями и после подавления очагов сопротивления были возвращены в Италию.
Служба Фиат-2000 продолжалась до 1934 г. включительно, пока окончательно устаревшие танки не были списаны на металлолом. Один стоял во время Второй Мировой войны в виде памятника, куда потом делся - неизвестно.
В Справочнике по танкам, выпущенном в Мюнхене уже в 1935 г., о танках Фиат-2000 говорилось, что хотя они устарели и не удовлетворяют современным требованиям, их конструкция заслуживает внимания, прежде всего хорошей способностью преодоления вертикальных препятствий. Не случайно для их замены разрабатывался 35-тонный четырех гусеничный танк повышенной проходимости GL-4, вооруженный 2 пушками и 4 пулеметами, но этот горный танк так и остался в проекте.

Дальнейшее развитие дорогих тяжелых танков оказалось Италии не по силам (хотя в 1930 г. здесь вполне в духе времени предлагался проект сверхтанка массой 7000 т, длиной 35-40 м, с 19 пушками и скоростью 20 км/ч). Ставку сделали на легкие машины - даже средние итальянские танки находились у нижней границы своего класса.
Хотя Фиат -2000 выделялся для своего времени рядом положительных черт - установка основного вооружения во вращающейся башне, высокая защищенность, хорошая проходимость, упругая подвеска - он не получил развития, оставшись интересным и неплохо выполненным примером ранних поисков танкостроителей.


  Танк «Fiat Tipo 2000»  

Источник: Журнал "Техника и вооружение" № 9 за 2002 год

 
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия. Яндекс.Метрика