Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5
СССР 


  Танк БТ-5  
 
Тактико-технические характеристики легкого танка БТ-5
Боевая масса, т: 11,5;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина - 5500, ширина - 2230, высота - 2250, клиренс - 350;
Броня, мм: лоб корпуса - 13, борт корпуса - 13, башня - 13; крыша - 10; днище - 6;
Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 г., один 7,62-мм пулемет ДТ;
Боекомплект: 115 выстрелов (75 выстрелов на танке, оснащенном радиостанцией), 2709 патронов;
Двигатель: M-5-400, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, мощность 400 л. с. при 1650 об/мин.;
Скорость по шоссе, км/ч: на колесах - 72, на гусеницах - 52;
Запас хода по шоссе, км: на колесах - 200, на гусеницах - 150;
Удельное давление на грунт, кг/см2: на колесах - 5,65; на гусеницах - 0,65;
Преодолеваемые препятавия: подъем, град. - 37; крен, град. - 30-35; высота стенки, м - 0,55; ширина рва, м - 2,0; глубина брода, м - 0,9
 
Легкий танк БТ-5

    Легкий танк БТ-5, серийный выпуск которого начался в 1933 г., являлся существенно модернизированным вариантом БТ-2. БТ-5 имел башню, размер которой был увеличен по сравнению с башней танка-предшественника.
     Конструкция башни также была усовершенствована. В башне устанавливались орудие 20К образца 1932 г. и пулемет ДТ, в кормовой части башни имелась ниша, которая использовалась для размещения боекомплекта (на линейных танках) или для установки радиостанции (на командирских машинах).
     Первые экземпляры БТ-5 имели поручневую антенну, которая располагалась вокруг башни. Однако в бою подобная антенна представляла собой главный ориентир для огня противника, поэтому вскоре от нее отказались. При изготовлении БТ-5 использовалось две разновидности башен — клепаные или сварные. И те, и другие состояли из двух изогнутых бронелистов. В передней части башни имелись две смотровые щели и два отверстия, которые предназначались для стрельбы из револьвера. У БТ-5 были прицелы двух типов: телескопический, который применялся и на БТ-2, и панорамный перископический.


  Танк БТ-5 на испытаниях по преодолению препятствий  
 
Танк БТ-5 на испытаниях по преодолению препятствий
 

    Конструкция корпуса и ходовой части по сравнению с БТ-2 претерпели незначительные изменения. Масса танка несколько возросла за счет башни и вооружения, однако бронирование оставалось таким же, как у БТ-2. Со временем вместо листовых опорных катков стали использовать цельноштампованные, которые было проще изготавливать и которые обладали более высокой прочностью. Однако на БТ-5 применялись те же двигатели М-5, как и на БТ-2, которые подвергались частым возгораниям.
     С целью повышения безопасности двигателя в силовом отделении было установлено противопожарное устройство. Двигатель М-17, который был установлен на опытном образце, тоже не стал кардинальным решением проблемы — как выяснилось, он нуждался в более совершенной системе охлаждения. За период с 1933 до 1935 г. было изготовлено около 1900 танков БТ-5.


  Схема танка БТ-5  
 
Схема танка БТ-5
 

    БТ-5 в составе добровольческих советских подразделений принимали участие в боевых действиях во время гражданской войны в Испании, в вооруженном столкновении советских войск с японцами на реке Хал-хин-Гол в 1939 г. и в советско-финской войне. В 1941 г. БТ-5 принимали участие в боях с силами вермаха, и хотя большинство этих боевых машин выбыло из строя в начале Великой Отечественной войны, на некоторых фронтах БТ-5 действовали до середины 1944 г., в частности под Ленинградом и в Карелии.
     На основе БТ-5 был создан мостовой танк, который также применялся в ходе советско-финской войны. В 1936 г. несколько танков переоборудовали для подводного хождения (ПХ). С этой целью устанавливалась труба для подачи воздуха, а все отверстия в корпусе и люки закрывались специальными деревянными вставками и резиновыми уплотнениями. БТ-5ПХ преодолевали водные преграды глубиной до 4,5 м.
     Под руководством Ю. А. Победоносцева была предпринята попытка оснастить БТ-5 реактивными снарядами PC-132. Испытания, проведенные в 1935 г., показали неплохие результаты, однако дальнейшая работа в этом направлении так и не получила развития.


  Компоновка танка БТ-5  
 
Компоновка танка БТ-5:
1 — колонка рулевого механизма, 2 — педаль главного фрикциона, 3 — педаль тормоза, 4 — рычаги управления бортовыми фрикционами, 5 — рычаг переключения передач, 6 — сиденье водителя, 7 — огнетушитель съемный, 8 — огнетушитель стационарный, 9 — смотровой прибор водителя, 10 — укладка снарядов, 11 — рессора переднего колеса, 12 — укладка снарядов на стенке боевого отделения, 13 — укладка пулеметных магазинов на стенке боевого отделения, 14 — сиденье командира, 15 — укладка снарядов в нише башни, 16 — укладка снарядов на стенке башни, 17 – укладка пулеметных магазинов на стенке башни, 18 — гильзоулавливатель с мешком, 19 — подножка с педалями и приводом для спуска, 20 — пушка, 21 — броневой стакан перископического прицела, 22 — колпак вентилятора, 23 — смотровой прибор башни, 24 —отверстие для стрельбы из револьвера, закрытое заслонкой, 25 — двигатель, 26 — подмоторная рама, 27 - вентилятор, 28 — главный фрикцион, 29 — коробка перемены передач, 30 — бортовой фрикцион, 31 — защитная сетка жалюзи, 32 — глушитель, 33 — отверстия во внутренней стенке корпуса для выпуска воздуха, 34 — картер бортовой передачи, 35 — щиток над радиатором.
 

 

Видео: Легкие колесно-гусеничные танки БТ-2, БТ-5, БТ-7



   
 
Смотрите на сайте:
 

 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика