Бронеавтомобиль UNL-35 1937 г.
Испания 

  Бронеавтомобиль UNL-35  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля UNL-35 (на шасси ЗИС-5)
Боевая масса, т: 4,0;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина - 4720, ширина - 1800, высота - 2540, база - 3150, передние колеса - 1546, задние колеса - 1676;
Бронирование, мм: 7+3;
Вооружение: два 7,62-мм пулемета ДТ или два 7,62-мм пулемета «Максим» или два 7,92-мм пулемета MG-13;
Боекомплект: 1500 патронов (вариант с пулеметами ДТ);
Двигатель: ЗИС, карбюраторный, 53,7 кВт (73 л. с.) при 2300 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 13,4;
Максимальная скорость, км/ч: 50;
Запас хода по шоссе, км: 230.
 

В ноябре 1936 года комиссия по бронетанковому вооружению Испанской республики поручила полковнику испанской армии советскому военному советнику Николаю Алымову спроектировать бронеавтомобиль по типу советских машин ФАИ и БАИ. Разработка конструкторской документации осуществлялась на заводе № 22 «Унион наваль де Леванте» в Валенсии. В ходе проектирования броневик получил заводское обозначение «TraDajo № 35» («Проект № 35»), или сокращенно Т-35. Впоследствии по первым буквам названия завода-производителя машина получила официальное обозначение UNL-35.

Производство броневого листа для броневиков удалось наладить на заводе «Атлос хорное де Сагундо» («Atlos Hornos de Sagunto») под руководством советского инженера Андриана Воробьева. Небезынтересно привести выдержки из отчета Н. Алымова, направленного в Москву в июне 1937 г.: «Я был послан на завод «Навалис» для производства бронеавтомобилей на шасси ЗИС-5. Так как шасси очень длинное, пришлось укоротить раму на 140 см, обрезать карданный вал и передвинуть задние рессоры. Броневой корпус частично сварной, частично клепанный на специальных угольниках. Низ машины бронированный, вооружение — два пулемета.


  Схема бронеавтомобиля UNL-35  
 
Бронеавтомобиль UNL-35
 

Производство броневого листа налажено на заводе «Сагундо» в Валенсии. Был взят химический анализ нашей и немецкой брони, и на основе этого проведены опыты по изготовлению брони с высоким содержанием хрома и никеля. В результате получилась хорошая твердая броня, которая при толщине в 10 мм не пробивается бронебойной пулей с 25 м. Кроме того, была изготовлена экранированная (двухслойная) броня путем склепки 7-мм броневого листа с 3-мм котельным железом. При стрельбе бронебойной пулей с 25 м броня пробивалась а на месте железа получалась вспучина. Все построенные бронемашины были покрыты экранированной броней.
В настоящий момент всего сдано 26 броневиков, из них десять с пулеметами Максима и 16 с пулеметами ДТ. Находится в производстве 200 шасси на заводах «Навалис», «Сагундо», «Торрес», «Девис». О строительстве броневиков хорошо были осведомлены мятежники, и после выпуска первых десяти машин заводы «Навалис» и «Сагундо» подверглись сильным бомбардировкам с воздуха.».
Следует отметить, что существовало две основных модификации UNL-35 на шасси ЗИС-5. Они различались бронировкой двигателя и рядом других мелких деталей.


  Испанский бронеавтомобиль UNL-35  
 
Бронеавтомобиль UNL-35
 

С лета 1937 г. до весны 1938 г. выпускалось примерно по пять-шесть UNL-35 в месяц. Затем, из-за сильных бомбардировок авиации франкистов пришлось эвакуировать производство бронеавтомобилей на завод «Амат» (г. Элда, провинция Аликанте). К тому времени поставки грузовиков из СССР прекратились, поэтому для производства UNL-35 стали приспосабливать другие шасси, главным образом «Форд» V8 и «Шевроле» (любопытно, что для бронировки использовали несколько шасси с правым расположением руля). Это, а также перебои с поступлением броневого листа, значительно снизило темпы выпуска бронеавтомобилей, и только с сентября 1938 г. производство их начало возрастать и прекратилось в марте 1939 г. после разгрома испанской республики. Всего же за два года было построено более 120 бронеавтомобилей UNL-35 (из них более половины на базе ЗИС-5).

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.