Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 7
Германия 


  Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 7  
 
Тактико-технические характеристики полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 7
Боевая масса, т: 9,75;
Грузоподъемность, т: 1,8;
Тяговое усилие, т: 8,0;
Экипаж, чел.: 12;
Габаритные размеры, мм: длина – 6850, ширина – 2350, высота – 2600, дорожный просвет – 400;
Двигатель: «Майбах» HL 62 TUK, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 6191 см3, мощность 103 кВт при 2600 об/мин.;
Удельная мощность, кВт/т: 10,56;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 50;
Запас хода, км: по шоссе – 250, по проселку – 120;
Запас топлива, л: 215;
Расход топлива на 100 км, л: по шоссе – 80, по проселку – 160
 

    Материально-техническое обеспечение и мобильность являются решающими факторами успеха в любом вооруженном конфликте, и вторая мировая воина еще раз подтвердила это. Немцы очень быстро поняли, какое огромное значение имеет вспомогательная техника, и активно использовали ее на начальном этапе «блицкрига».
     Из производившихся в Германии вспомогательных машин наиболее удачным оказался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7. Эта машина использовалась в первую очередь для буксировки 88-мм зенитных пушек Flak 18 и 37-мм Пак 36 как в частях ПВО, так и в тяжелых противотанковых дивизионах вермахта. Кроме того, тягач применялся для буксировки 150-мм тяжелых полевых гаубиц sFH 18 и различных прицепов.
     Средний 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 был разработан известной фирмой «Краус-Маффей» и серийно производился ею совместно с компаниями «Боргварт», «Бюссинг-НАГ» и «Даймлер-Бенц». Несколько позже выпуск Sd.Kfz.7 был налажен на заводах австрийской фирмы «Заурер» и итальянской «Бреда». Первые машины появились в 1933 году, но только с 1939 года развернулось их широкомасштабное серийное производство. С 1939 г по март 1945 г с конвейеров сошло около 12187 машин, динамика выпуска которых была следующей: 1939 г. — 1609 единиц, 1940 г — 996. 1941 г — 1322, 1942 г — 1388, 1943 г — 3250, 1944 г — 3352 и наконец, 1945 г —270. Стоимость одного тягача составляла 36000 рейхсмарок.


  Полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 7  

     Фирма «Краус-Маффей» начала заниматься полугусеничными автомобилями еще с 1928 года, и ее первым детищем стал экспериментальный тягач типа MS (m5) В 1933 году на основании технических требовании разработанных управлением вооружения сухопутных войск Германии, фирма построила тягач типа m7, который стал прототипом будущих машин семейства Sd.Kfz.7. Первый серийный образец 8-тонного тягача появился в 1934 году и имел обозначение BN m8. Он был длиннее, чем модель m7 и оснащался шестицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения - Майбах- HL 52 Приобретя лицензии, выпуск этих полугусеничников развернули фирмы «Бюссинг-НАГ» — модель BN m8 и «Даймлер-Бенц» — модель DB т8 12,1-тонные машины обладали тяговым усилием 8,8 т и идеально подходили для буксировки легендарных 88-мм зенитных пушек.
     В 1936 году «Краус-Маффей» выпустил улучшенную модель KM m9 с 95,7-киловатным (130 л. с.) двигателем «Майбах» HL 57 и в течение того же года построил 127 таких тягачей, которые предназначались для буксировки 105-мм орудий или зенитных пушек. Для защиты экипажа из 12 человек от неблагоприятных погодных условий над машиной разворачивался брезентовый тент и устанавливалось откидное лобовое окно.
     Вслед за этой моделью незамедлительно (в том же 1936 году) последовала почти идентичная КМ m10, оснащенная 103-киловаттным (140 л. с.) двигателем «Майбах» HL 62 TUK. Тогда же аналогичную машину, получившую обозначение HL m10, построила фирма «Ганза-Плойд-Голиаф» в Бремене (позже «Боргварт»). Всего ею было выпущено 222 таких тягача которые использовались, как и KM m10. В 1937 году началось серийное производство последней модели KM m11, официально классифицированной как «Mittlerer Zugkraftwagen 81 (Sd. Kfz. 7)». От фирмы «Краус-Маффей» не отставал «Боргварт», почти одновременно выпустивший свою модель HL m11 N KM m11, и HL m11 отличались от модели КМ m10 лишь наличием двух дополнительных опорных катков в гусеничной ходовой части.


  Sd.Kfz. 7/1 — зенитная самоходная установка с 20-мм счетверенной автоматической пушкой Flak 38  
 
Sd.Kfz. 7/1 — зенитная самоходная установка с 20-мм счетверенной автоматической пушкой Flak 38
 

     Тягач Sd.Kfz.7 использовался в войсках для буксировки знаменитых 88-мм зенитных пушек Flak 18, 105-мм полевых орудий sK 18, тяжелых 150-мм гаубиц sFH 18 и других тяжелых артиллерийских орудии. Кроме того, стандартный Sd.Kfz. 7 мог перевозить 12 человек (включая водителя) с полной выкладкой и боеприпасами. Машина с собственной массой 9,75 т развивала тяговое усилие на крюке до 8 т и была оборудована лебедкой с тяговым усилием до 3,45 т.
     Sd.Kfz. 7 был оборудован шестицилиндровым рядным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Майбах» HL 62 TUK с рабочим объемом 6191 смЗ, который развивал мощность 103 кВт (140 л. с.) при 2600 об/мин. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили двухдисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач, демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза. Такая силовая установка позволяла тягачу двигаться в диапазоне скоростей от 3,5 км/ч до 50 км/ч. С полным баком, вмещавшим 215 литров бензина, тягач мог пройти по шоссе 250 км, при движении по пересеченной местности запас хода сокращался до 120 км. Расход бензина на 100 км пути составлял 80 л и 160 л соответственно.
     В состав полугусеничной ходовой части тягача входили: управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами размером 9,75-20 и гусеничный движитель с балансирной подвеской на полуэллиптических листовых рессорах, который применительно к одному борту, состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке и мелкозвенчатых, одногребневых гусениц шириной 360 мм с амортизирующими резиновыми вкладышами.


  Sd.Kfz. 7/2 — зенитная самоходная установка с 37-мм зенитной автоматической пушкой Рак 36  
 
Sd.Kfz. 7/2 — зенитная самоходная установка с 37-мм зенитной автоматической пушкой Рак 36
 

     В периоде 1941 по 1944 г. г. некоторое количество тягачей Sd.Kfz. 7 (модели «Боргварт» HL m 11 и «Краус-Маффей» KM m 11) было передано болгарской армии Югославские партизаны также использовали несколько этих машин, захваченных в боях с немецкими частями. В 1939 году 32 полугусеничных тягача Sd.Kfz. 7 были проданы бразильской армии, но только пять машин прибыли в Бразилию в конце 1941 года, где они эксплуатировались только с 1942 по 1945 год? поскольку поражение Германии в мае 1945 года положило конец поставкам как самих тягачей, так и запасных частей к ним.
     Итальянская фирма «Бреда» производила по лицензии собственную модель Sd.Kfz. 7 под обозначением «Semincmgolato Breda Tipo 61». Всего было построено около 250 тягачей этого типа. Итальянские полугусеничники отличались от немецкого прототипа KM m 11 лишь правосторонним расположением органов управления и 95,6-киловаттным (130 л. с.) двигателем.
     Подобную машину на базе Sd.Kfz. 7 пытался разработать также «Фиат», но его модель так и не вышла из стадии прототипа. Нескоkько образцов Sd.Kfz.7 были захвачены англичанами в Северной Африке и произвели на них такое впечатление, что британское министерство снабжения предложило фирме «Воксхол моторе» построить копию немецкого 8-тонного тягача. Но «Воксхолу» удалось построить только шесть прототипов, получивших обозначение ВТ. В послевоенный период тягачи Sd.Kfz. 7 использовались чехословацкой армией до 1960-х годов.


  Компановка полугусеничного артиллерийского тягачя Sd.Kfz. 7  
 
Компановка полугусеничного артиллерийского тягачя Sd.Kfz. 7
 

     Тягач Sd.Kfz. 7 оказался прекрасной базой создания различных боевых и вспомогательных машин, которые выпускались в следующих модификациях:
— Sd.Kfz. 7/1 — зенитная самоходная установка с 20-мм счетверенной автоматической пушкой Flak 38 на платформе с решетчатыми откидными бортами, обеспечивавшими круговое вращение артиллерийской системы. Обладая скорострельностью более 800 выстрелов в минуту и дальностью стрельбы до 3700 м. Flak 38 являлась чрезвычайно эффективным средством борьбы с авиацией противника ЗСУ Sd.Kfz. 7/1 имела боевую массу 11,55 т и обслуживалась экипажем из 10 человек. Боекомплект перевозился на специальном прицепе. С 1943 года кабина водителя и передняя часть двигателя защищались 8-мм броней. Всего было построено 319 зенитных самоходных установок Sd.Kfz. 7/1.
— Sd.Kfz. 7/2 — зенитная самоходная установка с 37-мм зенитной автоматической пушкой Рак 36, имевшей эффективную дальность стрельбы 4800 м. Конструктивно эта самоходная установка была аналогична полугусеничной ЗСУ Sd.Kfz.7/1, но имела чуть меньшую боевую массу — 11,05 т и экипаж из 7 человек. Всего было изготовлено 123 ЗСУ Sd.Kfz. 7/2.
— Sd.Kfz. 7/5 «Артемис» — противотанковая самоходная артиллерийская установка с трофейной советской 76-мм дивизионной пушкой Ф 22.
— Sd.Kfz. 7/6 — машина с зенитным дальномером.
— Sd.Kfz. 7/9 — машина управления пуском баллистических ракет V-2. В задней части стандартного тягача Sd.Kfz. 7 была установлена закрытая многогранная бронированная надстройка, оборудованная средствами связи и наведения ракет. Внешне она напоминала корпуса немецких бронемашин, изготавливалась из листов катаной стали толщиной 8 мм и обеспечивала защиту трех членов экипажа от пламени стартовавшей, а иногда и взрывавшейся при запуске ракеты. При необходимости Sd.Kfz. 7/9 буксировали передвижной стартовый стол, с которого запускались ракеты V-2.
     На 1 марта 1945 года в германской армии насчитывалось 3602 тягача Sd.Kfz. 7.

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика