Канадский бронеавтомобиль «Fox», прототипом для которого послужил английский «Хамбер» Mk III, производился фирмой «Дженерал моторс оф Кэнада» с 1941 по 1943 год на базе шасси GMC модель 8446 полноприводного (4x4) артиллерийского тягача с задним расположением двигателя и колесной базой 2565 мм. Бронекорпуса для «Фоксов» по чертежам «Хамбера» изготавливала фирма «Гамильтон бридж компании», чья катаная листовая броня была заметно лучше английской. Всего за время серийного производства было выпушено 1506 бронеавтомобилей «Fox», из которых лишь шесть уцелели до наших дней. Корпус бронемашины имел клепано-сварную конструкцию и изготавливался из плоских листов броневой стали толщиной до 12,8 мм. Верхний лобовой лист был цельным, не имел отверстий и устанавливался под значительным углом наклона, что повышало его защитные свойства. В его верхней части имелась ниша с вертикальной стенкой, в которой было предусмотрено смотровое окно водителя, закрывавшееся бронекрышкой со смотровой щелью, защищенной триплексом. Боковые бронелисты также монтировались с рациональными углами наклона. Справа и слева в корпусе имелись прямоугольные двери, через которые экипаж в составе четырех человек входил в машину и выходил из нее. Справа в задней части боевого отделения находился пост, оборудованный задним рулевым управлением для движения назад без разворота. По центру корпуса была установлена трехместная шестигранная башня кругового вращения, сваренная из броневых листов толщиной 14 мм. Вращение башни осуществлялось с помощью ручного привода. Ее вооружение состояло из 12,7-мм пулемета «Браунинг» М2Н и спаренного с ним 7,62-мм пулемета «Браунинг» М1919А4. Для защиты пулеметов от пуль и осколков их стволы закрывались бронированными кожухами. Кроме того, в боевом отделении бронемашины перевозился 7,7-мм пулемет «Брен», который при необходимости мог использоваться в качестве зенитного. Справа на лобовом листе башни размещался двуствольный дымовой гранатомет. В качестве средства связи бронемашина оборудовалась радиостанцией № 19. Двигатель американского производства был мощными, надежным в работе и отличался хорошей ремонтопригодностью. С ним взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, демультипликатор и гидравлические тормоза с вакуумным усилителем. В полноприводной (4x4) ходовой части с подвеской на листовых полу эллиптических рессорах использовались колеса с шинами размером 10,50-20. Мосты «Фокса» внешне напоминали мосты базового шасси GMC модель 8446, однако на самом деле они имели оригинальную конструкцию — были шире и отличались редукторами, специально разработанными для шасси с задним расположением двигателя. В феврале 1943 года бронемашины «Fox» одновременно с разведывательными бронеавтомобилями «Линкс» поступили на вооружение Королевского канадского драгунского полка. Несмотря на то, что в целом «Фоксы» оказались непригодны для использования в боевой обстановке из-за устаревшей конструкции и многочисленных недостатков, они, тем не менее, оказались прекрасной учебной базой и позволили личному составу полка до отправки на фронт приобрести ценный опыт по применению и обслуживанию бронеавтомобилей. Начиная с июля 1943 года на смену «Фоксам» в полк стали поступать американские бронеавтомобили «Стагхаунд». К сожалению, дефекты «Фокса» отрицательно сказались на репутации этой машины: отношение к «Фоксам» в войсках было более чем прохладным. Тем не менее, в 1944 году бронемашины этого типа применялись на итальянском театре военных действий в составе 1-й канадской пехотной дивизии. Что же касается северной Европы, то там, в подразделениях разведки и эскорта предпочтение было отдано легким танкам МЗАЗ «Стюарт», а также бронемашинам «Стагхаунд» и «Даймлер».
|