Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Otter»
Канада 

  Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Otter»  
 
Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Otter»
 
 
Тактико-технические характеристики
легкого разведывательного бронеавтомобиля «Otter»
Боевая масса, т: 4,44;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина – 4496, ширина – 2159, высота – 2438, колесная база – 2565, дорожный просвет – 203;
Бронирование, мм: лоб корпуса, крыша – 12; корма - 10; борта корпуса, башня - 8;
Вооружение: 7,7-мм пулемет «Брен» или 7,7-мм пулемет «Брен» и 14-мм противотанковое ружье «Бойс» (не радиофицированные машины);
Двигатель: «Дженерал моторс», 6 цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4410 см3, мощность 76,5 кВт при 3000 об./мин.;
Удельная мощность, кВт/т: 17,22;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 64,4; по проселку – 40;
Запас хода, км: по шоссе – 402, по проселку – 210;
Запас топлива, л: 136;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град – 30; брод, м - 0,61
 

Идея создания бронеавтомобиля «Otter» была продиктована стремлением канадцев обзавестись собственной боевой машиной, способной заменить в войсках английский разведывательный бронеавтомобиль «Хамбер». В качестве базы для новой машины конструкторы «Дженерал моторс» выбрали шасси полноприводного (4x4) грузовика «Шевроле» С15. Проектно-конструкторские работы завершились в 1942 году, и инженеры немедленно приступили к полигонным испытаниям прототипа. Простая и грубоватая по конструкции, новая машина отличалась от «Хамбера» не настолько выгодно, как ожидалось по общему мнению двигатель был слабоват, а обзор с места водителя как с закрытыми, так и с открытыми окнами был, мягко говоря, неудовлетворительным. Однако, несмотря на эти недостатки, «Дженерал моторс» торопилась начать серийное производство «Опера».

Прототип имел пистолетные амбразуры с бронекрышками, башню с расчлененным бронированием и отдельное смотровое окно для водителя. После испытаний запасное колесо перенесли на правый борт за дверь водителя, пистолетные амбразуры ликвидировали и переделали смотровые окна. В таком виде машина пошла в серийное производство, и с середины 1942 по 1943 год фирма «Дженерал моторс оф Кэнада» выпустила на заводе в Ошаве 1761 бронеавтомобиль, имевший официальное обозначение «канадский легкий разведывательный бронеавтомобиль (4x4) Mk I».


  Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Otter»  

«Otter» стал первой попыткой канадцев наладить серийное производство собственной бронированной колесной машины. И, следует признать, первый блин вышел отнюдь не комом сочетание корпуса разработанного фирмой «Гамильтон бридж компани», и шасси, уже несколько лет серийно выпускавшегося фирмой «Дженерал моторс», оказалось вполне удачным — бронеавтомобиль «Otter» стал такой машиной, о которой говорят, у нее есть собственное лицо.
Шасси бронемашины выполнялось по традиционной компоновочной схеме грузовых автомобилей с передним расположением двигателя, хотя официально «Otter» назывался «легким разведывательным автомобилем». Как правило, бронемашина выпускалась в двух вариантах — или с радиостанцией № 19 или с 14-мм противотанковым ружьем «Бойс». «Оперы», оснащенные и тем и другим, можно было пересчитать буквально по пальцам. Обычно комплектация бронемашины зависела от той роли, которую она выполняла в своем подразделении.
Корпус клепано-сварной конструкции с рациональными углами наклона броневых листов изготавливался из катаной стали различной толщины. В соответствии с техническими условиями лобовая броня «Оттера» должна была выдерживать обстрел 7,7-мм бронебойными пулями, борта, корма и крыша — обычными пулями того же калибра с любого расстояния. Исходя из этих требований, лобовая броня и крыша бронеавтомобиля имели толщину 12 мм, кормовая бронировка — 10 мм, башни и бортов корпуса — 8 мм.

Экипаж «Оттера» состоял из трех человек водитель и командир машины располагались в передней части боевого отделения, за ними, в пулеметной башенке, находилось рабочее место стрелка.
Обзор командиру и водителю обеспечивали окна в лобовом листе, которые были оборудованы бронекрышками со смотровыми щелями, защищенными пуленепробиваемыми стеклоблоками-триплексами. В походном положении бронекрышки поднимались вверх на шарнирных петлях с помощью специальных рычагов или же снимались вообще, а в пустые оконные проемы при необходимости устанавливались ветровые стекла, не ограничивавшие обзор и в то же время защищавшие от непогоды.
Между смотровыми окнами находилась амбразура для установки противотанкового ружья «Бойс». Она также была оборудована бронекрышкой, которая поднималась с помощью расположенного вверху рычага. В основании амбразуры имелся короткий шкворень, служивший для установки противотанкового ружья.


  Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Otter»  

Внутри боевого отделения радиофицированной бронемашины на левом борту за командирской дверью в специальных зажимах крепилась винтовка «Ли-Энфилд», за ней находилась папка для карт, а правее ее — полка с сигнальными ракетами Ниже винтовки в зажимах крепились 7,7-мм пулемет «Брен» с аксессуарами для чистки и запасной ствол к нему. На полу размещались дымообразующая аппаратура и заряды для дымового гранатомета, установленного посередине лобового листа над бронекрышками окон. Он был того же типа, что и на английских танках, имел открытый ствол для быстрой перезарядки и пружинный ударно-спусковой механизм.
Между сиденьями командира и водителя находился кожух агрегатов трансмиссии с рычагом переключения скоростей и нишей для хранения запасных пуленепробиваемых стеклоблоков (триплексов) к бронекрышкам лобовых окон. Между кожухом и сиденьем водителя размещались рычаг переключения раздаточной коробки и рычаг ручного тормоза.

На правом борту левее двери водителя размещались канистра с водой, огнетушитель и держатель с запасными триплексами. Справа от двери водителя размещалась радиостанция № 19 («Otter» мог укомплектовываться и радиостанцией № 11) с двумя 6-вольтовыми аккумуляторными батареями. Начиная с 1942 года она стала основным средством связи в войсках Великобритании и Британского Содружества объединяя в себе приемное и передающее устройства. Радиостанция № 19 производилась рядом европейских и американских фирм и благодаря надежности своей конструкции и качеству связи приобрела в войсках такую популярность, что эксплуатировалась еще много лет после войны. Над радиостанцией крепилась вторая винтовка «Ли-Энфилд», а выше нее висел ящик с запасными частями для радиостанции и радиотелеграфным ключом. Правее рации размещались канистра с водой, а в углу к задней стенке крепился цилиндрический вариометр одной из радиоантенн. Над ним размещался ящик с боеприпасами для пулемета «Брен» — две ленты по 50 патронов в каждой.
Снаружи к задней стенке боевого отделения болтами крепился кронштейн антенны. Внутри, под задним смотровым окном располагался мачете в ножнах, ниже — шомпола для чистки пулемета «Брен», который устанавливался в открытой сверху башне. Под шомполами за перегородкой на полу укладывались ранцы-рюкзаки, ящики с боеприпасами для пулемета, переносная плитка для приготовления пищи и 9-литровая канистра с водой. Над ней на левой стенке корпуса висела аптечка с медикаментами и перевязочными материалами.


  Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Otter»  

Обитаемые отделения большинства боевых машин канадской постройки были окрашены в белый цвет (сказывалось влияние американского танкостроения), тогда как англичане красили свои машины изнутри алюминиевой краской. Но и в этом правиле были свои исключения, и боевые отделения «Оттеров», использовавшихся англичанами, красились тускло-серебристой краской.
На крыше боевого отделения располагалась открытая сверху пулеметная башня в форме усеченного конуса. В ней в подпружиненном станке обычно устанавливался 7,7-мм пулемет «Брен», хотя вместо него к системе фиксации можно было приспособить любой другой легкий пулемет. Пулемет в станке был вынесен вперед настолько далеко, что без балансирующих устройств, стрелок не смог бы поднять его для стрельбы по воздушным целям.

Пулеметчик сидел на сиденье, которое тремя кронштейнами крепилось к поворотному кольцу турели. Прямо под башней находилась кольцевая подставка для ног и отталкиваясь от нее, стрелок разворачивал башню (ручной механизм поворота отсутствовал). По обе стороны сиденья стрелка в специальных ячейках лежали снаряженные магазины для пулемета. Под сиденьем хранились противогазы, а под кольцевой подставкой для ног — ящики с боеприпасами к пулемету и личному оружию членов экипажа бронемашины.


  Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Otter»  

Пришедший на смену устаревшему «Льюису», легкий пулемет «Брен» был не чем иным, как пулеметом ZB 26 чешской разработки, переделанным в 1930 году под патрон калибра 7,7 мм. Своим названием он обязан городу в Чехии, где появился на свет, и британской фирме-производителю BRno/ENfield — BREN. «Брен» поступил на вооружение в 1938 году и быстро завоевал огромную популярность благодаря точности стрельбы, простоте в обращении и механической надежности. Как правило, этот пулемет замолкал только в том случае, когда заканчивались боеприпасы. Он мог вести огонь как очередями, так и одиночными выстрелами. Его скорострельность достигала 450-550 выстрелов в минуту. Боепитание магазинное, в каждом магазине изогнутой формы помещалось 28 патронов. За годы войны «Otter» последовательно вооружался тремя модификациями «Брена». Последняя модель (Mk III) появилась в 1945 году и от предыдущих образцов отличалась только тем, что была короче и легче. «Брен» Mk III оставался основным легким пулеметом британской армии вплоть до середины 60-х годов.
Размещение оборудования и снаряжения в боевом отделении «Оттера», вооруженного 14-мм противотанковым ружьем «Бойс», ничем не отличалось от радиофицированной бронемашины, если не считать самого ружья, которое хранилось в брезентовом чехле и крепилось к левому борту под дверью. Набор аксессуаров для ружья размещался под сиденьем командира. Полка у правого борта, на которой в радиофицированных бронемашинах находилась рация, оставалась пустой, отсутствовали также блок коммутации и управления на потолке между сиденьями командира и водителя, вариометр и антенна.

В качестве силовой установки «Otter» оснащался американским шестицилиндровым карбюраторным рядным двигателем жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов GM 270, который при рабочем объеме 4,41 л (4410 см3) развивал максимальную мощность 76,5 кВт (104 л. с.) при 3000 об/мин. Полезная мощность составляла 69,8 кВт (95 л. с.) при 3000 об/мин. однако заводские регулировки ограничивали обороты двигателя до 2750 об/мин. Силовая установка позволяла 4,4-тонной машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 64,4 км/ч а по бездорожью — со скоростью 40 км/ч. В первом случае запас хода составлял 402 км, во втором — почти вдвое меньше. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили четырехскоростная коробка передач (четыре вперед и одна назад), раздаточная коробка и гидравлические тормоза с вакуумным усилителем. В полноприводной (4x4) ходовой части с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах использовались колеса с шинами размером 9,00-16. Со спущенным колесом машина с полной нагрузкой могла пройти еще 80-160 км со скоростью не свыше 48 км/ч. Нагрузка, на переднюю ось составляла 2,14 т, на заднюю — 2,30 т.


  Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Otter»  

Бронеавтомобиль «Otter» был разработан согласно английских технических требований и предназначался для выполнения тех же задач, что и разведывательный «Хамбер» Mk III англичан. Однако канадская машина получилась на 1,5 тонны тяжелее «Хамбера», что. естественно, сказалось на ее скоростных качествах максимальная скорость «Оттера» оказалась заметно ниже. С другой стороны, броня производства фирмы «Гамильтон бридж компании» была гораздо лучше той, что выплавляли в то время англичане. В конечном итоге канадцы решили что их «Опер» — это именно та машина, которая была им нужна.
Наряду с достоинствами «Otter» имел и ряд недостатков, самым большим из которых был высоко расположенный центр тяжести в силу чего, бронеавтомобиль имел склонность к опрокидыванию при движении по склонам. Кроме того, свои сюрпризы преподносили и входные двери лишенные фиксаторов, они не держались в открытом положении и самопроизвольно захлопываясь, серьезно травмировали членов экипажа, чьи пальцы оказывались на пути тяжелых дверей. Несмотря на свои недостатки, «Опер» приобрел в войсках популярность, прежде всего благодаря надежности механических компонентов, а также простоте обслуживания и ремонта.
Бронеавтомобили «Опер» использовались англичанами на последнем этапе североафриканской кампании, в составе канадских и британских подразделений участвовали в боях в Италии и в ограниченном количестве применялись в северо-западной Европе после высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года.

В канадской армии бронемашины «Otter» состояли на вооружении разведывательных полков, а также инженерных и транспортных рот пехотных и танковых дивизий. После войны «Оперы» эксплуатировались в канадской армии до конца 40-х годов.
Часть их была передана силам обороны Израиля, а также Иордании для оснащения подразделений Арабского легиона.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.