Бронеавтомобиль DAF М-39
Нидерланды 

  Бронеавтомобиль DAF М-39  
 
Бронеавтомобиль DAF М-39
 
 
Тактико-технические характеристики
бронеавтомобиля DAF М-39
Боевая масса, т: 5,8;
Экипаж, чел.: 6;
Габаритные размеры, мм: длина – 4750, ширина – 2080, высота – 2160, колесная база - 2500+1120;
Бронирование, мм: корпус – 12;
Вооружение: 37-мм пушка«Бофорс», три 7,92 мм пулемета «Льюис»;
Двигатель: «Форд Меркурий» V8, 8-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4000 см3, мощность 69,9 кВт при 3600 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 12,05;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 75;
Запас хода, км: по шоссе – 300;
Запас топлива, л: 100;
Расход топлива на 100 км, л: 33
 

Вполне естественно стремление каждой страны оснастить свою армию вооружением и техникой собственного производства Голландия не составляла исключение и не являясь автомобильной державой, предпринимала определенные усилия для создания собственных образцов полноприводных автомобилей и бронемашин. Что касается танков, то голландцы относились к ним довольно равнодушно, они считали, что из-за обилия каналов им негде развернуться.

Главным производственным центром стала находившаяся в Эйндховене фирма DAF, основанная братьями Хубом и Вимом Ван Доорнами и являвшаяся крупнейшим голландским производителем транспортных средств. До середины 30-х годов прошлого века эта фирма выпускала главным образом прицепы, полуприцепы и кузова, но изобретение ведущим конструктором фирмы Ван дер Траппеном в соавторстве с Хубом Ван Доорном нового типа задней ведущей тележки, названной по начальным слогам фамилий изобретателей «TRADO», в корне изменило ситуацию.


  Бронеавтомобиль DAF М-39  

C 1935 года DAF приступил к серийному производству грузовиков повышенной проходимости с колесной формулой 6x4.
Братья Ван Доорн закупали комплекты узлов и агрегатов для грузовиков «Шевроле» и «Форд», а при сборке вместо штатного ведущего моста ставили тележку TRADO. Суть TRADO сводилась к следующему на концы ведущего моста автомобиля вместо ступиц колес надевались полые балансиры, на концах которых крепились ступицы и колеса. Привод осуществлялся валами с коническими шестернями, проходящими внутри балансиров. Таким образом, имея два моста, автомобиль, оборудованный тележкой TRADO, был шестиколесным.
Именно эти автомобили вызвали у голландских военных особый интерес, который воплотился в реальный контракт с фирмой DAF. В итоге, уже к 1940 году армия Нидерландов располагала 1200 грузовиков этого типа и более чем сотней облегченных командирских машин «Ford/DAF TRADO». В 1938 году командование вооруженных сил Нидерландов поставило перед правительством вопрос о приобретении лицензии на производство британского легкого бронеавтомобиля «Хамбер» и предложило фирме DAF организовать производство лицензионных бронемашин на своей базе. В ответ Хуб Ван Доорн заявил, что вместо того, чтобы приспосабливать к условиям Голландии английскую конструкцию, его фирма могла бы выпускать собственные бронеавтомобили, которые полнее соответствовали бы требованиям голландской армии. Идея предпринимателя понравилась военным, и с фирмой DAF был заключен контракт на разработку отечественного бронеавтомобиля. В работу включился Вим Ван Доорн, славившийся своим организаторским талантом и через восемь месяцев после начала проектно-конструкторских работ опытный образец бронеавтомобиля вышел на полевые испытания. Машина получила обозначение DAF РТЗ (РТ — Pantra-do. Pan — сокращение от Panzerwagen — бронированная машина. Trado — от фамилий конструкторов задней ведущей тележки. 3 — число ведущих осей) и после испытаний была принята на вооружение голландской армии под обозначением М-39.


  Бронеавтомобиль DAF М-39  

Особенностью этого бронеавтомобиля было отсутствие рамы, несущим элементом являлся корпус, сваренный из 12-мм броневых листов, расположенных под большими углами наклона, что повышало их пулестойкость. В поперечном сечении, проходящем через башню, корпус имел форму правильного шестиугольника. Коническая башня кругового вращения напоминала по конструкции башни шведских бронемашин «Ландсверк» L-180 и L-181 и была вооружена 37-мм пушкой «Бофорс» и 7,92-мм пулеметом с водяным охлаждением «Льюис». В вертикальной плоскости пушка и спаренный с ней пулемет наводились на цель в секторе от -9°30' до +23°.

Еще два 7,92-мм пулемета «Льюис» были смонтированы в шаровых установках в лобовом и кормовом листах корпуса. Для защиты от пуль и осколков стволы всех пулеметов были заключены в цилиндрические бронекожухи.
Экипаж бронеавтомобиля М-39 состоял из 6 человек командира, водителя, носового стрелка, наводчика, заряжающего и кормового стрелка, который выполнял также функции водителя заднего поста управления. Этот последний член экипажа сидел в довольно шумном месте — слева от двигателя в кормовой части корпуса и располагал всеми необходимыми органами управления для вождения бронемашины задним ходом без разворота. Основной водитель сидел слева в передней части корпуса, справа от него размешался пулеметчик, обслуживавший носовой пулемет. Обзор водителю и кормовому стрелку обеспечивали смотровые блоки, оборудованные бронекрышками, которые закрывались в боевой обстановке. В этом случае для наблюдения за местностью они использовали перископические смотровые приборы, смонтированные в небольших бронеколпаках над их рабочими местами. Для входа и выхода из машины в распоряжении экипажа имелись две двери в бортах корпуса, прямоугольный люк кормового стрелка в задней части левого борта, два люка в бортах башни и наконец, люк на крыше башни с откидывавшейся вперед крышкой.
Расположенный с правой стороны кормовой части корпуса 69,9-киловаттный (95 л. с.) восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель «Форд Меркурий» V8 с рабочим объемом 4000 см3 в сочетании с четырехступенчатой КПП с реверсивной передачей позволял 5,8-тонной бронемашине развивать на шоссе скорость до 75 км/ч. В верхнем кормовом бронелисте, над двигателем, было предусмотрено большое жалюзи, которое обеспечивало поступление охлаждающего воздуха в моторный отсек. При полной заправке 100-литрового топливного бака запас хода машины составлял 300 км.


  Бронеавтомобиль DAF М-39  

DAF М-39 имел гидравлический привод тормозов, рессорную подвеску, в ходовой части использовались колеса с шинами размером 9,00-16. Для повышения проходимости в нижней части лобового листа были установлены два маленьких колеса, способствовавших преодолению препятствий при движении по пересеченной местности. Рассматривалась даже идея установки вместо задних колес циркулярных пил для резки льда на каналах, которых в Голландии великое множество, что должно было, по мнению авторов этого необычного предложения, в случае войны затруднить продвижение противника в зимний период.

В течение 1939 года голландская армия получила 12 броневиков DAF М-39. которыми был укомплектован 3-й кавалерийский эскадрон, сформированный в сентябре 1939 года и дислоцировавшийся в Гааге. В мае 1940 года, когда немецкие войска вторглись на территорию Нидерландов, бронемашины М-39 в боях не участвовали. Исключение составил лишь бронеавтомобиль с регистрационным номером III-2203, который получил боевое крещение при Оверши 14 мая 1940 года. После капитуляции голландской армии все бронеавтомобили М-39 были захвачены немцами и под обозначением PzSpWg L202(h) использовались для проведения полицейских операций. Впоследствии вместе с броневиками «Ландсверк» L-180 и L-181 они были переданы в части, вошедшие в группу армий «Север», которой командовал фельдмаршал фон Лееб, и попали на Восточный фронт. Известно, что одна из бронемашин М-39 была уничтожена в окрестностях Ленинграда.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.