Санитарный бронетранспортер БА-22
СССР 


  Санитарный бронетранспортер БА-22  
 
Санитарный бронетранспортер БА-22
 
 
Тактико-технические характеристики
бронетранспортера БА-22
Боевая масса, т: 5,24;
Экипаж, чел.: 2+10;
Габаритные размеры, мм: длина – 6100, ширина – 1980, высота – 2880, колесная база - 2730+940, колея - 1405/1600, дорожный просвет – 240;
Бронирование, мм: 6;
Вооружение: нет;
Двигатель: ГA3-АА, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 29,4 кВт при 2200 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 5,61;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 40;
Запас хода, км: по шоссе – 250;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 24; брод, м - 0,6
 

  Санитарный бронетранспортер БА-22  

    Практическая работа в области разработки и производства бронеавтомобилей не могла не привести к идее создания бронированного транспортного средства для перевозки личного состава пехотных подразделений. В 1939 году на базе трехосного неполноприводного (6x4) грузового автомобиля ГЗ-ААА был разработан опытный образец невооруженного и малоподвижного — скорее санитарного — бронетранспортера БА-22.
     БА-22 был построен по конструктивной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Простой по конфигурации, полностью закрытый коробчатый корпус машины сваривался из листов катаной стали толщиной 6 мм. Бортовые бронелисты с узкими скосами в верхней части устанавливались с небольшим наклоном, тогда как лобовой лист корпуса имел довольно значительный угол наклона, что повышало его пулестойкость. В целом противопульная бронировка машины была довольно слабой и едва ли могла защитить экипаж от обстрела с близкого расстояния.


  Санитарный бронетранспортер БА-22  

     С левой стороны отделения управления, расположенного в передней части высокого бронекузова, располагался водитель, справа от него — и командир машины. Обзор им обеспечивали смотровые щели в лобовом листе корпуса и бортовых дверях, оборудованные пуленепробиваемыми наблюдательными приборами. Позади отделения управления находилось десантное отделение, рассчитанное на перевозку десяти человек. Для посадки экипажа и десанта в машину конструкторы предусмотрели три двери две по бортам корпуса и одна сзади.
     В передней части корпуса, идентичной по бронировке с бронемашиной БА-6. находился моторный отсек, в котором был установлен карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-АА. развивавший мощность 29,4 кВт (40 л. с.) при 2200 об/мин. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сухое сцепление, четырехступенчатая коробка передач (4+1), демультипликатор, карданная передача, главная передача в виде червячной пары, механические тормоза. Силовая установка БА-22 позволяла машине с боевой массой 5,24 т двигаться по дорогам с твердой поверхностью с максимальной скоростью 40 км/ч. С полными топливными баками БА-22 имел запас хода до 250 км.


  Санитарный бронетранспортер БА-22  

     Доступ к двигателю с целью технического обслуживания и ремонта обеспечивали откидная крышка бронекапота, крепившаяся с помощью шарнирных петель к неподвижной части крыши моторного отсека, и эксплуатационные люки в его боковых стенках. Радиатор, установленный перед двигателем, был защищен V-образным в поперечном сечении бронелистом толщиной 6 мм, в котором имелись два люка с подвижными створками, регулировавшими приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю. Улучшению вентиляции и охлаждения моторного отсека способствовали щелевые жалюзи в бортах моторного отсека, прикрытые плоскими бронекоробами.
     По обе стороны от передней стенки моторного отсека на коротких кронштейнах крепились две фары в обтекаемых бронекожухах, обеспечивавшие движение в темное время суток.


  Санитарный бронетранспортер БА-22  

     В трехосной неполноприводной (6x4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с шинами ГК размером 6,50-20. На передней оси устанавливались односкатные колеса, на ведущих задних — двухскатные. Запасные колеса крепились к бортам корпуса в нижней задней части моторного отсека и свободно вращались на своих осях. Они не давали бронетранспортеру сесть на днище и облегчали преодоление препятствий при движении по пересеченной местности БА-22 преодолевал подъемы крутизной 24 и броды глубиной до 0,6 м. Для повышения проходимости на задние скаты надевались легкие крупнозвенные металлические гусеницы типа «оверопп», которые обычно крепились вдоль корпуса над задними колесами. Передние колеса прикрывали крылья обтекаемой формы, задние крылья представляли собой своеобразные ящики, в которых хранились запасные части, инструменты и другое штатное снаряжение.
     Создание отечественных бронетранспортеров в разгар воины было весьма проблематичным не имелось соответствующих шасси и свободных мощностей для их массового производства. Однако в конце 1942 года разработкой большого бронетранспортера в инициативном порядке занялся московский автозавод им Сталина, взяв за основу только что освоенное полугусеничное шасси ЗИС-42, но этот выбор сам по себе не оставлял никаких надежд на успех. Обладая прекрасной проходимостью по слабым грунтам, оно имело недостаточную подвижность, крайне низкие надежность и прочность агрегатов.


  Санитарный бронетранспортер БА-22  

     Попытка Горьковского автозавода приспособить для перевозки десанта свой малый бронеавтомобиль БА-64, создав весной 1943 года его десантно-транспортную модификацию под неофициальным названием БА-64Е, также была неудачной. Машина имела малую вместимость (3-4 человека), вооружение отсутствовало, посадка и десантирование оказались неудобными. Часть машин из выпущенной небольшой серии, состоящей из 11 единиц, проходила испытания в действующей армии, давшей им по указанным причинам отрицательное заключение. Правда, были отмечены хорошая динамика и высокая проходимость машины.

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика