Бронеавтомобиль АЕС
Великобритания 


  Бронеавтомобиль АЕС  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля АЕС Mk I
Боевая масса, т: 11,1;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина – 5180, ширина – 2740, высота – 2550, колесная база – 3480, дорожный просвет - 321;
Бронирование, мм: лоб корпуса – 57, борт – 16, крыша – 32, башня - 60-65;
Вооружение: 2-фунтовая (40-мм) пушка СЮГ Mk IX,7,92-мм пулемет BESA 7,7-мм зенитный пулемет «Брен», 50,5-мм дымовой гранатомет;
Боекомплект: 58 артвыстрелов, 2925 патронов калибра 7,92 мм, 600 патронов калибра 7,7 мм, 18 дымовых гранат;
Двигатель: АЕС А195, 6-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, мощность 77,2 кВт при 2000 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 6,95;
Максимальная скорость, км/ч: 65;
Запас хода, км: 400
 

    Бронеавтомобиль АЕС был разработан в 1940 году фирмой «Ассоушиэйтед экуипмент компании» (АЕС) в инициативном порядке и с учетом боевого опыта, приобретенного в Северной Африке, без какого бы то ни было вмешательства или заказа со стороны государственных органов. Когда был построен макет бронемашины, представители британского военного министерства сделали вид, что это их совершенно не касается, и сделали все возможное, чтобы дистанцироваться от проекта и его создателей. Однако в 1941 году бронемашина была официально показана в Лондоне во время парада конной гвардии, на котором присутствовал премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль. Он-то и обратил внимание на незнакомый ему образец новой боевой техники. В результате фирма АЕС получила первый заказ на серийное производство своих бронемашин уже в июне 1941 года.
     В качестве базы для бронемашины АЕС было использовано шасси полноприводного (4x4) артиллерийского тягача АЕС 0853 «Матадор», производившегося компанией АЕС и прекрасно зарекомендовавшего себя в войсках.


  Схема бронеавтомобиль АЕС Mk I  
 
Схема бронеавтомобиля АЕС Mk I
 

     Корпус бронемашины изготавливался из листов стальной катаной брони, которые приклепывались к каркасу, закрепленному на раме шасси. Лобовая броня корпуса имела толщину 57 мм, бортовая — 16 мм, крыша корпуса бронировалась 32-мм стальными листами. На крыше в средней части корпуса устанавливалась башня от пехотного танка «Валентайн» со штатным вооружением — 2-фунтовой (40-мм) пушкой OQF Mk IX и спаренным 7,92-мм пулеметом «Беза». В вертикальной плоскости вооружение наводилось в секторе от +15° до -15° причем, как это ни странно, «приводным механизмом» в этом случае являлось плечо наводчика. Зато в горизонтальной плоскости башня вращалась на 360° при помощи электрического привода. Для наведения орудия на цель в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел N 24x1,9 Mk V. В качестве вспомогательного вооружения бронемашины АЕС укомплектовывались 7,7-мм пулеметом «Брен», который при необходимости крепился на специальном кронштейне и использовался для борьбы с воздушными целями. Возимый боекомплект состоял из 58 артвыстрелов, 2925 патронов для пулемета «Беза» и 600 патронов для зенитного пулемета «Брен».
     Водитель бронемашины располагался посередине в передней части корпуса, практически между передними колесами. Кресло водителя могло регулироваться по высоте, поэтому при езде с открытым люком, голова водителя до плеч выступала из люка. В боевом положении люк закрывался, и обзор водителю обеспечивали перископические приборы наблюдения.
     Среднюю часть корпуса с башней занимало боевое отделение, в котором размещались командир машины (справа) и наводчик (слева). Для посадки и выхода из машины в крыше башни имелись два прямоугольных люка. Крышка люка командира, была двухстворчатой, причем одна из створок открывалась вперед, вторая назад. Крышка люка наводчика была цельной и откидывалась влево. В качестве средства связи в башне бронемашины устанавливалась радиостанция № 19.


  Бронеавтомобиль АЕС Mk I  
 
Бронеавтомобиль АЕС Mk I
 

     В задней части корпуса находилось моторное отделение, в котором устанавливался шестицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения АЕС А195, развивавший мощность 77,2 кВт (105 л. с.) при 2000 об/мин, что позволяло довольно тяжелой машине — ее боевая масса достигала 11,1 т — двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч. Передача вращательного момента, от двигателя на колеса, и управление ходовой частью осуществлялись посредством трансмиссии, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, главные передачи и пневматические тормоза. В полноприводной (4x4) ходовой части, подвешенной на полуэллиптических листовых рессорах, использовались большие колеса с шинами размером 13,5-20. При движении по дорогам с твердым покрытием задние колеса можно было отключать, и тогда бронемашина превращалась в переднеприводную (4x2) с передними же управляющими колесами.
     Начиная с 1942 года фирма АЕС выпустила 122 бронеавтомобиля этого типа, которые получили обозначение АЕС Mk I.
     Спустя некоторое время боевой опыт показал, что пехота испытывает серьезную потребность в более мощной огневой поддержке взаимодействующих с ней бронеавтомобилей. В результате появилась следующая модификация — АЕС Mk II, которая отличалась конструкцией носовой части корпуса, оборудовалась новой сварной башней, вооруженной 6-фунговой (57-мм) пушкой OQF Mk III со спаренным 7,92-мм пулеметом «Беза», и более мощным 116,2-киловаттным (158-сильным) дизелем АЕС А197 .Экипаж бронемашины увеличился на одного человека, а ее боевая масса возросла до 12,7 т.


  Бронеавтомобиль АЕС Mk II  
 
Бронеавтомобиль АЕС Mk II
 

     Потребность в дальнейшем усилении огневой мощи бронемашины, что было связано с возлагавшимися на нее задачами по огневой поддержке более легких и уязвимых бронеавтомобилей типа «Хамбер» и борьбе с легкими танками противника, привела к появлению следующей модификации АЕС Mk III. По отношению к АЕС Mk II машины этой модели имели незначительные изменения в конструкции корпуса главным же отличием была установка в башне американской 75-мм танковой пушки МЗ.
     Всего же в период с 1942 по 1943 год было изготовлено 629 бронемашин АЕС всех модификаций. Кроме того, в конце 1943 года была предпринята попытка разработать на базе бронемашины АЕС самоходную зенитную установку, но работа над ней не вышла из стадии прототипа.
     Бронеавтомобили АЕС впервые появились на фронте в Северной Африке в конце 1942 года. Бронеавтомобильные взводы укомплектовывались ими из расчета один АЕС на взвод бронемашин «Хамбер». Силами армейских мастерских несколько АЕС Mk I были оборудованы башнями танка «Крусеидер» с 57-мм пушкой.


  Бронеавтомобиль АЕС Mk III  
 
Бронеавтомобиль АЕС Mk III
 

     Модификации Mk II и Mk III участвовали в боевых действиях в Европе, в составе английских и индийских частей. Один АЕС, как правило, входил в состав взвода броневиков «Стагхаунд».
     Несмотря на большие размеры и приличный вес, в войсках любили эту боевую машину за мощное вооружение и хорошую броневую защиту.
     Несколько броневиков АЕС в 1944-1945 годах англичане передали Народно-освободительной армии Югославии. В 1976 году бронеавтомобили АЕС еще состояли на вооружении ливанской армии.

   
 
Смотрите на сайте:
 
  Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика