800-мм пушка 80 см К. (Е) на железнодорожном транспортере
Германия 


  80 см 80 см железнодорожная пушка К. (Е)  
 
Тактико-технические характеристики
80 см К. (Е)
  Калибр, мм
  800
  Длина ствола, калибров
  40,6
  Наибольший угол возвышения, град.
  +65°
  Угол горизонтального наведения, град.
  0°
  Угол склонения, град.
  0°
  Масса в боевом положении, кг
  350000
  Масса фугасного снаряда, кг
  4800
  Начальная скорость снаряда, м/с
  820
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  48000
 

   В годы Второй мировой войны фирма Fried.Krupp AG в сотрудничестве с многими десятками, а то и сотнями других германских фирм изготовила две 800-мм железнодорожные артиллерийские установки, известные под названиями Dora и Schwerer Gus-tav 2. Они и являются самыми большими артиллерийскими орудиями за всю историю человечества и вряд ли когда-либо лишатся этого титула.
    Создание этих монстров в значительной степени было спровоцировано довоенной французской пропагандой, красочно описывавшей мощь и неприступность оборонительных сооружений линии Maginot, построенной на границе между Францией и Германией. Поскольку канцлер Германии А. Гитлер планировал рано или поздно пересечь эту границу, для сокрушения пограничных укреплений ему требовались соответствующие артиллерийские системы.
    В 1936 г. в ходе одного из посещений фирмы Fried.Krupp AG он поинтересовался, каким должно быть орудие, способное уничтожить бункер управления на линии Maginot, о существовании которого он узнал незадолго до этого из сообщений французской прессы.
    Представленные ему вскоре расчеты показали: чтобы пробить железобетонное перекрытие толщиной семь метров и метровую стальную плиту необходим бронебойный снаряд массой около семи тонн, что предполагало наличие ствола калибром около 800-мм.
    Поскольку стрельбу следовало вести с расстояния 35000—45000 м, чтобы не попасть под удары вражеской артиллерии, снаряд должен был иметь очень большую начальную скорость, что невозможно без ствола большой длины. Орудие калибром 800 мм с длинным стволом, по расчетам германских инженеров, не могло весить менее 1000 т.
    Зная тягу А. Гитлера к гигантским проектам, руководили фирмы Fried.Krupp AG не удивились, когда «по настоятельному желанию фюрера» Управление вооружений Вермахта обратилось к ним с просьбой разработать и изготовить два орудия с представленными в расчетах характеристиками, причем для обеспечения необходимой мобильности предлагалось разместить его на железнодорожном транспортере.

  80 см 80 см железнодорожная пушка К. (Е)  
 
800-мм пушка 80 см К. (Е) на железнодорожном транспортере
 

    Работы по реализации желания фюрера были начаты в 1937 г. и проводились весьма интенсивно. Но из-за трудностей, возникших при создании прежде всего ствола орудия, первые выстрелы из него были произведены на артиллерийском полигоне лишь в сентябре 1941 г., когда Германские войска разобрались и с Францией и с ее «неприступной» линией Maginot.
    Тем не менее работы по созданию сверхмощной артиллерийской установки продолжались, и в ноябре 1941 г. орудие стреляло уже не со смонтированного на полигоне временного лафета, а со штатного железнодорожного транспортера. В январе 1942 г. создание 800-мм железнодорожной артиллерийской установки было завершено — она поступила на вооружение специально сформированного 672-го артиллерийского дивизиона.
    Название Dora установке присвоили артиллеристы этого дивизиона. Считается, что оно произошло от сокращения выражения douner und doria — «черт возьми!», которое невольно восклицал каждый, кто впервые видел этого монстра.
    Как и все железнодорожные артиллерийские установки, Dora состояла из собственно пушки и железнодорожного транспортера. Длина ствола пушки составляла 40,6 калибров (32,48 м!), длина нарезной части ствола — около 36,2 калибра. Запирание канала ствола производилось снабженным гидравлическим приводом клиновым затвором с кривошипом.
    Живучесть ствола оценивалась в 100 выстрелов, однако на практике уже после первых 15 выстрелов стали обнаруживаться признаки его износа. Масса пушки составляла 400000 кг.
    В соответствии с предназначением к пушке разработали бронебойный снаряд массой 7100 кг.
    В нем содержалось «всего» 250,0 кг взрывчатых веществ, но зато толщина его стенок составляла 18 см, а массивная головная часть была подвергнута закалке.
    Этот снаряд гарантированно пробивал восьмиметровое перекрытие и метровую стальную плиту, после чего донный взрыватель подрывал заряд взрывчатых веществ, завершая таким образом разрушение вражеского бункера.
    Начальная скорость снаряда составляла 720 м/с, благодаря наличию на нем изготовленного из алюминиевого сплава баллистического наконечника дальность стрельбы составляла 38000 м.
    К пушке выпускали и фугасные снаряды массой 4800 кг. Каждый такой снаряд содержал 700 кг взрывчатых веществ и был снабжен как головным, так и донным взрывателем, что позволяло использовать его в качестве бронебойно-фугасного снаряда. При стрельбе полным зарядом снаряд развивал начальную скорость 820 м/с и мог поразить цель на расстоянии 48000 м.
    Метательный заряд состоял из заряда в гильзе массой 920 кг и двух картузных зарядов массой по 465 кг каждый. Скорострельность пушки составляла 3 выстрела в час.
    Из-за больших размеров и массы пушки конструкторам пришлось спроектировать уникальный железнодорожный транспортер, занимавший сразу две параллельные железнодорожные колеи.
    На каждой колее находилась одна из частей транспортера, по конструкции напоминавшая транспортер обычной железнодорожной артиллерийской установки: сварная коробчатая главная балка на двух балансирах и четырех пятиосных железнодорожных тележках.

  80 см 80 см железнодорожная пушка К. (Е)  

    Таким образом, каждая из этих частей транспортера могла перемещаться по железнодорожным путям самостоятельно, а их соединение поперечными коробчатыми балками производилось лишь на огневой позиции.
    После сборки транспортера, представлявшего собой в сущности нижний станок орудия, на нем устанавливался верхний станок с люлькой с противооткатной системой, включавшей два гидравлических тормоза отката и два накатника.
    Вслед за этим производились монтаж ствола пушки и сборка платформы для заряжания. В хвостовой части платформы устанавливались два подъемника с электрическим приводом для подачи с железнодорожной колеи на платформу снарядов и зарядов.
    Размещенный на станке подъемный механизм имел электрический привод. Он обеспечивал наведения орудия в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +65°.
    Какие-либо механизмы для горизонтальной наводки отсутствовали: в направлении стрельбы строились железнодорожные пути, на которые потом накатывалась вся установка. При этом стрельба могла вестись только строго параллельно этим путям — любое отклонение грозило перевернуть установку под воздействием огромной силы отката.
    С учетом агрегата для выработки электроэнергии для всех электрических приводов установки ее масса составляла 135000 кг.
    Для транспортировки и технического обслуживания установки Dora был разработан комплекс технических средств, включавший энергопоезд, железнодорожный состав обслуживания, состав с боеприпасами, подъемно-транспортное оборудование и несколько технических летучек — всего до 100 локомотивом и вагонов с персоналом в несколько сот человек. Суммарная масса комплекса составляла 4925100 кг.
    Сформированный для боевого применения установки 672-й артиллерийский дивизион численностью 500 человек состоял из нескольких подразделений, основными из которых являлись штабная и огневая батареи. В составе штабной батареи имелись вычислительные группы, производившие все необходимые для наводки на цель расчеты, а также взвод артиллерийских наблюдателей, в котором кроме обычных средств (теодолиты, стереотрубы), использовалась и новая для того времени инфракрасная техника.
    В феврале 1942 г. железнодорожная артиллерийская установка Dora была передана в распоряжение командующего 11-й армией, перед которой была поставлена задача овладеть Севастополем.
    Группа штабных офицеров заранее вылетела в Крым и выбрала огневую позицию для пушки в районе поселка Дуванкой. Для инженерной подготовки позиции было выделено 1000 саперов и 1 500 рабочих, принудительно мобилизованных из числа из местных жителей.

  80 см 80 см железнодорожная пушка К. (Е)  
 
Снаряд и заряд в гильзе 800-мм пушки К. (Е)
 

    Охрана позиции возлагалась на караульную роту численностью 300 бойцов, а также большую группу военной полиции и специальную команду со сторожевыми собаками.
    Кроме того, имелось усиленное военно-химическое подразделение в составе 500 человек, предназначенное для постановки дымовой завесы в целях маскировки с воздуха, и усиленный артиллерийский дивизион ПВО численностью 400 человек. Общая численность личного состава, привлеченного к обслуживанию установки, составляла более 4 000 человек.
    Подготовка огневой позиции, расположенной на расстоянии около 20 км от оборонительных сооружений Севастополя, закончилась в первой половине 1942 года. При этом от основной железнодорожной линии пришлось проложить специальный подъездной путь протяженностью 16 км. После окончания подготовительных работ на позицию были поданы основные части установки и началась ее сборка, продолжавшаяся неделю. При сборке применялись два подъемных крана с дизельными двигателями мощностью по 1000 л.с.
    Боевое применение установки не дало тех результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м. В остальных случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 м и глубиной до 12 м. В основании ствола в результате взрыва боевого заряда грунт уплотнялся и образовывалась каплеобразная полость диаметром около 3 м. Таким образом, оборонительные сооружения могли быть серьезно повреждены только при прямом попадании снаряда в жизненно важные узлы, что легче было осуществить при стрельбе из нескольких орудий меньшего калибра.
    После взятия Севастополя германскими войсками установка Dora была перевезена под Ленинград в район станции Тайцы. Сюда же доставили однотипную установку Schwerer Gustav 2, изготовление которой было завершено в начале 1943 г.
    После начала советскими войсками операции по прорыву блокады Ленинграда обе установки были эвакуированы в Баварию, где в апреле 1945 года они были взорваны при приближении американских войск.
    Таким образом завершился самый амбициозный проект в истории германской и мировой артиллерии. Впрочем, если учесть, что из обоих изготовленных 800-мм железнодорожных артиллерийских установок по противнику было произведено только 48 выстрелов, этот проект можно также считать и самой грандиозной ошибкой в планировании развития артиллерии.

  80 см 80 см железнодорожная пушка К. (Е)  

    Примечательно, что установками Dora и Schwerer Gustav 2 деятельность фирмы Fried. Krupp AG в области создания суперпушек не ограничилась.
    В 1942 г. появился ее проект 520-мм железнодорожной артиллерийской установки Langer Gustav. Гладкоствольное орудие этой установки имело длину 43 м (по другим данным — 48 м) и должно было стрелять активно-реактивными снарядами, разработанными в исследовательском центре Пенемюнде. Дальность стрельбы — свыше 100 км. В 1943 г. министр вооружений А. Шпеер доложил проект Langer Gustav фюреру и получил «добро» на его реализацию. Однако после детального анализа проект был забракован: вследствие чудовищного веса ствола создать для него транспортер, выдерживающий к тому же нагрузки, возникающие при выстреле, не представлялось возможным.
    В конце войны в ставке А. Гитлера вполне серьезно обсуждался также проект размещения 800-мм пушки установки Dora на гусеничном транспортере. Считается, что автором идеи этого проекта был сам фюрер.
    В движение этот монстр должен был приводиться четырьмя дизельными двигателями от подводных лодок, а защита расчета и основных механизмов обеспечивалась 250-мм броней.





 
Смотрите на сайте:
 

  Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика