520-мм гаубица М 1916 на железнодорожном транспортере
Франция 

  520-мм железнодорожная пушка М 1916  
 
520-мм гаубица М 1916 на железнодорожном транспортере
 
 
Тактико-технические характеристики
М 1916
  Калибр, мм
  520
  Длина ствола, калибров
  16,1
  Наибольший угол возвышения, град.
  +60°
  Угол горизонтального наведения, град.
  0°
  Масса в боевом положении, кг
  263000
  Масса фугасного снаряда, кг
  1370
  Начальная скорость снаряда, м/с
  500
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  17000
 

   В 20-х годах XX века мировая печать неоднократно сообщала о поступающих на вооружение французской армии сверхмощных 520-мм орудиях. В частности, английская газета Daily Telegraph сообщала: «Во французской армии замечается значительное качественное и количественное усиление тяжелой артиллерии. В числе прочих орудий армия получает 520-мм гаубицы, по мощности превосходящие все имевшиеся орудия. Вес его — 45 т. Ствол имеет в длину 8 1/2 м. Так как вследствие большого веса транспортирование орудия затруднительно, оно установлено на железнодорожных транспортерах, что привело к общему весу всей системы в 265 тонн».

    В действительности ситуация с 520-мм гаубицами была несколько иной. Еще в 1915 году в соответствии с решением Военного министерства Франции, принятым на основании известного доклада генерала Жоффра, фирма Schneider начала исследования, направленные на создание орудия особой мощности на железнодорожном транспортере. В качестве оптимального был признан калибр 520-мм, но поскольку орудия такого калибра не существовало не только во французской армии, но и на флоте, его пришлось разрабатывать с нуля. Это отрицательным образом сказалось на сроках создания железнодорожной артиллерийской установки в целом: обе заказанные Военным министерством установки были изготовлены лишь в 1918 году, причем одна из них во время полигонных испытаний в июле 1918 года взорвалась, не оставив никаких шансов на восстановление ни орудия ни транспортера. Вторая установка оставалась на вооружении французской армии вплоть до начала Второй мировой войны. Она так и не произвела ни одного выстрела по противнику, но как мы видим, широко использовалась в целях дезинформации как врагов, так и союзников Франции.
    Установленная на железнодорожном транспортере гаубица была примечательна не только огромным калибром, но и тем, что относилась к немногочисленным орудиям, спроектированным во время войны. Она имела ствол длиной 16,1 калибра, длина нарезной части ствола составляла 11,9 калибра. Поршневой затвор открывался и закрывался с помощью пневматического привода, причем сжатие воздуха, приводившего в действие пневмоцилиндры, осуществлялось в пневмоаккумуляторе во время отката и наката ствола.
    К гаубице были приняты фугасные снаряды двух типов: легкие и тяжелые. Снаряд легкого типа имел массу 1370,0 кг и содержал 300,0 кг взрывчатых веществ. При начальной скорости снаряда 500 м/с дальность стрельбы составляла 17 000 м. Тяжелый снаряд весил 1654,0 кг и содержал 197,7 кг взрывчатых веществ. В отличие от легкого снаряда, снабженного головным взрывателем, этот снаряд имел донный взрыватель, который срабатывал лишь после того, как снаряд преодолеет бетонное или стальное перекрытие долговременного огневого сооружения противника. Начальная скорость тяжелого снаряда не превышала 420 м/сек, он мог поражать цели на дальности не более 14600 м.

    Транспортер 520-мм железнодорожной установки французы классифицировали как «деформирующийся (упругий) лафет» (affut a diformation). Он сочетал в себе качества транспортеров «скользящего» типа и типа «лафет с люлькой». Транспортер имел главную балку, состоявшую из двух параллельных несущих конструкций, соединенных поперечными связями. На обоих концах балки имелись балансиры, через которые балка опиралась на две пары четырехосных железнодорожных тележек. Таким образом масса установки, составлявшая 165000 кг, распределялась на 16 осей ходовой части. Новинкой было то, что на крайних передней и задней тележках были смонтированы электрические приводы, позволявшие перемещать установку по криволинейным участкам пути при ее горизонтальной наводке, а также при возврате ее в исходное положение после выстрела.
    На транспортере гаубицу установили на станке с люлькой. Закрепленные на люльке противооткатные устройства включали четыре гидравлических тормоза отката и два пневматических накатника. Снабженный электроприводом подъемный механизм позволял наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне от 0° до +60°, стрельба велась в диапазоне углов от 40° до +60°.
    Для наведения орудия в горизонтальной плоскости всю установку перемещали по криволинейным железнодорожным веткам.
    Подготовка огневой позиции для 520-мм железнодорожной артиллерийской установки не требовала много времени. Нужно было усилить железнодорожный путь дополнительными шпалами и уложить на полотно стальные балки, на которые с помощью смонтированных на транспортере винтовых домкратов опускались семь опор, представлявших собой поперечные деревянные балки, окованные железом. Пять таких опор размещались под средней частью транспортера, где было смонтировано орудие, и по одной опоре устанавливали под балансирами железнодорожной ходовой части. Возникавшая при выстреле энергия отдачи гасилась гидравлическими тормозами отката как в транспортерах типа «лафет с люлькой» и за счет трения скольжения поперечных опор по уложенным на полотно стальным балкам как в транспортерах «скользящего» типа.
    Подача боеприпасов производилась также, как и на транспортерах скользящего типа. Из вагона-погреба снаряды и полузаряды подавались в оборудованный на транспортере промежуточный погреб, а оттуда на тележках перемещались к казенной части орудия (ствол гаубицы переводили в положение для заряжания с углом склонения 0°). Все операции по подаче боеприпасов и заряжанию орудия были механизированы. Электрический ток для всех электродвигателей вырабатывал генератор мощностью 103 кВт, размещенный в отдельном вагоне.

    В конструкции 520-мм железнодорожной артиллерийской установки фирма Scnheider воплотила весь опыт, накопленный ею в годы Первой мировой войны при проектировании и производстве железнодорожных установок. К сожалению, воспользоваться этой установкой ни в годы Первой мировой войны, ни во время «блицкрига» французская армия так и не смогла. В 1940 году установку захватили немцы и впоследствии под обозначением 52-см-H.(E)-871(f) применили для обстрела осажденного Ленинграда. В январе 1944 года ее захватили советские войска в качестве военного трофея.

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.