240-мм пушка М29 S.L.P. на железнодорожном транспортере
Франция 
Япония 


  240-мм железнодорожная пушка М29 S.L.P.  
 
240-мм пушка М29 S.L.P. на железнодорожном транспортере
 
 
Тактико-технические характеристики
М29 S.L.P.
  Калибр, мм
  240
  Длина ствола, калибров
  51
  Наибольший угол возвышения, град.
  +50°
  Угол горизонтального наведения, град.
  360°
  Масса в боевом положении, кг
  133000
  Масса фугасного снаряда, кг
  165,0
  Начальная скорость снаряда, м/с
  1065
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  52600
 

   По окончании Первой мировой войны французская армия располагала огромным числом мощных железнодорожных артиллерийских установок. Даже после списания устаревших образцов непосредственно перед началом Первой мировой войны в строю находилось 149 боеготовых установок. Поэтому разработке и выпуску новых установок, мягко говоря, не уделялось должное внимание. В тоже время накопленный французскими фирмами опыт в области создания железнодорожных артиллерийских установок оказался востребованным на другом конце света — в Японии. В середине 20-х годов прошлого века японское правительство заказало у фирмы Schneider ни много ни мало 30 железнодорожных артиллерийских установок с дальнобойными 240-мм пушками М29 S.L.P.
    Пушка М 29 S.L.P. считалась одной из лучших из систем калибра 210—240 мм. Длина ее ствола составляла 51 калибр. Запирание канала ствола производилось поршневым затвором. К пушке фирма Schneider разработала фугасный снаряд массой 165,0 кг, который при стрельбе полным зарядом развивал начальную скорость 1065 м/сек. Дальность стрельбы этим снарядом составляла 52 600 м. В тоже время в Японии к этой пушке разработали и выпустили собственный фугасный снаряд массой 165,5 кг, который при начальной скорости 1049 м/сек обеспечивал поражение целей на расстоянии 49 900 м. Сведения о наличии в боекомплекте пушки бронебойных снарядов отсутствуют, но поскольку она предназначалась для использования в системе береговой обороны, с большой долей вероятности можно утверждать, что выпускали и такие снаряды.
    Люльку с пушкой монтировали на массивном верхнем станке, снабженном системой противооткатных устройств и уравновешивающими механизмами. Снабженный электроприводом подъемный механизм позволял наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +50°.
    В свою очередь верхний станок был закреплен на погоне транспортера таким образом, что обеспечивалась возможность его поворота на 360°. благодаря этому орудие без проблем могло обстреливать движущиеся со значительной скоростью корабли противника.
    Спроектированный для пушки транспортер включал главную балку, опиравшуюся через балансиры на четыре четырехосные железнодорожные тележки. Благодаря тщательному учету всех нагрузок, возникающих при выстреле, конструкторам удалось создать легкую, но достаточно прочную конструкцию главной балки. В результате этого масса всей установки не превысила 133 300 кг по сравнению с 31 700 кг у весьма неплохой германской 210-мм установки К12 (Е) или 160 000 у советской 180-мм ТМ-1-180. Кроме относительно небольшой массы особенностью транспортера являлось наличие в его ходовой части четырех четырехосных тележек, благодаря чему обеспечивалась очень низкая средняя нагрузка на ось. Очевидно, это было сделано с учетом специфики сети железных дорог Японии. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что конструкцией транспортера предусматривалась замена тележек с узкой колеей (1,0 м) на тележки с колеей, соответствующей стандартам японских железных дорог.
    Достаточно своеобразно была решена и проблема обеспечения устойчивости при стрельбе. С каждой стороны транспортера имелись одна мощная вертикальная опора и две дополнительные опоры, устанавливавшиеся наклонно.
    Для подачи боеприпасов на верхнем станке имелась решетчатая металлоконструкция с электрическим тельфером. С помощью захвата тельфера снаряды и заряды поднимались с грунта или с подготовительной площадки транспортера и перемещались к наклонной направляющей, смонтированной за казенной частью орудия. Ствол орудия переводили в положение для заряжания и по наклонной направляющей подавали боеприпасы непосредственно к казенной части.
    В японских вооруженных силах железнодорожные артиллерийские установки с 240-мм пушкой М29 S.L.P. имели обозначение «Тип 90». Они использовались в системе береговой обороны Японских островов. Какие-либо сведения о их применении отсутствуют, что объясняется в первую очередь капитуляцией Японии до того, как первые американские боевые корабли появились в пределах дальности стрельбы пушек М29 S.L.P.



 
Смотрите на сайте:
 

 
 
 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика