305-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-2-12
СССР 


  305-мм железнодорожная пушка ТМ-2-12  
 
Тактико-технические характеристики
ТМ-2-12
  Калибр, мм
  304,8
  Длина ствола, калибров
  40
  Наибольший угол возвышения, град.
  +45°
  Угол горизонтального наведения, град.
  2,5°
  Угол склонения, град.
  0°
  Масса в походном положении, кг
  277700
  Масса фугасного снаряда, кг
  314
  Начальная скорость снаряда, м/с
  823,5
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  24261
 

   Поскольку двух батарей железнодорожных артиллерийских установок ТМ-1-14 было явно недостаточно для создания системы береговой обороны на Балтике и на Дальнем Востоке (не говоря уже о побережье Черного моря), сразу после разработки и успешной реализации проекта ТМ-1-14 ЦКБС-3 получило задание на разработку артиллерийской железнодорожной установки на базе 305-мм (12-дюймовых) пушек, изготовленных фирмой Vickers во время Первой мировой войны для замены расстрелянных пушек русских линкоров «Андрей Первозванный», «Святой Евстафий», «Император Павел I» и «Иоанн Златоуст».
    Первые рабочие чертежи узлов и агрегатов новой 305-мм железнодорожной артиллерийской установки ТМ-2-12 (транспортер морской, тип 2, калибр 12 дюймов) ЦКБС-3 выпустило в мае — июне 1932 года. В качестве завода-изготовителя был назначен Николаевский государственный завод им. А. Марти (НГЗ). Первая установка ТМ-2-12 была собрана в конце 1933 года, а в январе 1934 года ее доставили из Николаева в Ленинград и приступили к испытаниям на Морском полигоне. Впрочем, первым испытанием, которое установка успешно выдержала, был сам перегон ее на столь большое расстояние — 2200 км. При этом все узлы и агрегаты ходовой части действовали безотказно, а максимальная скорость на отдельных участках составляла 58 км/час.
    По конструкции ТМ-2-12 во многом повторяла установку ТМ-1-14. Ее основу составляла главная балка, спроектированная с учетом обеспечения возможности стрельбы и тех же бетонных оснований, которые строились для установок ТМ-1-14. Это повлекло за собой некоторое увеличение массы и размеров балки по сравнению с рассчитанными для 12-дюймового орудия, но позволило более гибко использовать установки обоих типов. Особенностью транспортеров было наличие на них небольших двигателей, позволявших при необходимости двигаться и «самоходом» со скоростью 2,0—2,5 км/час.

  305-мм железнодорожная пушка ТМ-2-12  
 
схема 305-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-2-12 в походном положении
 

    12-дюймовое орудие, под которое спроектировали железнодорожную установку, было разработано в 1891 году и прошло испытания стрельбой в 1895 году. Для русского флота это было орудие нового поколения 12-дюймовых пушек — без цапф, с поршневым затвором, рассчитанное на стрельбу зарядами бездымного пороха.
Ствол был скрепленным, скрепление состояло из трех слоев цилиндров и колец. На ствол надевался кожух, в который ввинчивался казенник с резьбой для поршневого затвора. Канал ствола был выполнен с двойной каморой. Нарезы смешанной системы: в начале нарезной части ствола, составлявшей 9611 мм (31,5 калибра), на участке длиной 0,5 калибра нарезы были постоянной крутизны, затем нарезы выполнялись с прогрессивной крутизной, а в длинной части, на длине 4 калибра — с постоянной крутизной.
    Поскольку пушка не имела цапф, на кожухе были сделаны кольцеобразные выступы, с помощью которых пушка соединялась с салазками станка. В установках ТМ-2-12 были использованы станки, снятые с разобранных в 1922—1925 годах на металлолом линкоров «Иоанн Златоуст» и «Святой Евстафий». Благодаря относительно небольшим размерам пушки (ее длина составляла «всего» 40 калибров) ТМ-2-12 без проблем «вписывалась» в железнодорожный габарит, так что в специальных устройствах для опускания станка в походное положение не было необходимости. В свою очередь, кроме упрощения конструкции транспортера, это позволило существенно сократить время развертывания артиллерийской установки на огневой позиции и время перевода ее в походное положение.
    В установке ТМ-2-12 удалось также существенно усовершенствовать схему подачи боеприпасов и заряжания пушки. Значительно меньшие, чем у установки ТМ-1-14 размеры 12-дюймовых снарядов позволили разместить их в одном вагоне с полузарядами. Снаряды располагались в средней части вагона, полузаряды в концах вагона. Подача снарядов внутри вагона-погреба обеспечивалась рольгангом и талями.

  305-мм железнодорожная пушка ТМ-2-12  

    Полузаряды с передних стеллажей передавались на подготовительный пост вручную, с задних — по двум боковым наклонным конвейерам. Досылка боеприпасов также производилась зарядной тележкой с пневматическим досылателем. На этот раз тележка имела другую форму — снаряд и полузаряды располагались на ней последовательно и удерживались до начала досылки автоматически убирающимися упорами. После выстрела орудие опускалось в горизонтальное положение. При достижении угла +4° начинал открываться затвор, а при 0,5° убиралась блокировка боевого клапана. Боевой клапан, или детандер, служил для подачи воздуха в соответствующие полости цилиндра досылателя.
    Вслед за снарядом полузаряды также начинали движение вперед, и в задачу расчета входило проталкивание за снарядом в канал орудия и обоих полузарядов. В результате длительных тренировок удалось получить время заряжания 25 сек.
    Для стрельбы из железнодорожных артиллерийских установок могли использоваться снаряды нескольких типов, хранившиеся на советских складах еще с царских времен. Это были фугасный и бронебойный снаряды так называемого «старого чертежа», изготовленные в 1895—1903 годах. Снаряды имели массу 331,7 кг, масса взрывчатого вещества составляла 12,4 и 5,3 кг соответственно, они комплектовались взрывателем образца 1913 года.
    Более современными были фугасный и бронебойный снаряды образца 1917 года, у которых, при той же массе снаряда 331,7 кг, масса взрывчатого вещества была увеличена до 28,2 и 6,0 кг соответственно, а также фугасный и бронебойный снаряды образца 1911 года, отличавшиеся не только повышенной массой взрывчатого вещества (61,5 и 12,84 кг соответственно), но и большей массой снаряда в целом 470,9 кг.

  305-мм железнодорожная пушка ТМ-2-12  

    Уже в советское время был разработан фугасный дальнобойный снаряд образца 1928 года массой 314,0 кг. Он содержал 55,2 кг и комплектовался взрывателем МРД или РГМ. Для стрельбы этим снарядом использовался заряд массой 100 кг. Начальная скорость снаряда составляла 823,5 м/сек, наибольшая дальность стрельбы — 29 264 м.
    В состав боекомплекта установки мог быть включен также шрапнельный снаряд массой 331,7 кг. Он комплектовался взрывателем ТМ образца 1939 года, наибольшая дальность стрельбы составляла 21 400 м.
    Николаевский завод изготовил шесть установок ТМ-2-12. Из них сформировали 7-ю и 8-ю железнодорожные батареи, которые были переброшены на Дальний Восток в дополнение к уже размещенной там 6-й железнодорожной батарее, вооруженной установками ТМ-1-14. В составе каждой батареи было по 3 артиллерийские железнодорожные установки, подвижная база и средства железнодорожной тяги.
    Для батареи оборудовали стационарный комплекс в составе двух основных и двух запасных железнодорожных веток и трех бетонных оснований, расположенных в шахматном порядке на расстоянии 100 м друг от друга. Для оборудования батарейного поста возводилась железобетонная вышка высотой 28,6 м. Предусматривалась также возможность ведения установками стрельбы с колес с использованием специальных закругленных железнодорожных путей.
    В течение всей Второй мировой войны установки ТМ-2-12 оставались на Дальнем Востоке, оказывая сдерживающее действие на японских генералов. Эту же задачу они выполняли в течение некоторого времени после окончания войны, однако место японских генералов заняли генералы американские.



 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика