150-мм пушка 15 см S.K. на железнодорожном транспортере
Германия 


  150-мм железнодорожная пушка 15 см S.K.  
 
Тактико-технические характеристики
15 см S.K.
  Калибр, мм
  149,1
  Длина ствола, калибров
  45
  Наибольший угол возвышения, град.
  +45°
  Угол горизонтального наведения, град.
  50/180°
  Угол склонения, град.
  0°
  Масса в боевом положении, кг
  55500
  Масса фугасного снаряда, кг
  44
  Начальная скорость снаряда, м/с
  840
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  22675
 

   В Германии разработка железнодорожных артиллерийских установок большой и особой мощности была начата лишь в 1916 г. В том же году первые такие установки появились на Западном фронте.
    Однако им предшествовала достаточно большая серия из 24 железнодорожных артиллерийских установок, вооруженных 150-мм пушками 15 см S.K., известными также под названиями Nathan, Nathan Ernst и Nathan Emil. Именно эти установки привили германским генералам «вкус» к железнодорожной артиллерии и позволили отработать тактику ее применения.
    Как и многие орудия германской железнодорожной артиллерии, пушка 15 см S.K. была разработана для вооружения кораблей среднего и большого водоизмещения. Переданные флотом в распоряжение армии пушки поставлялись со складов или непосредственно с предприятий фирмы-изготовителя — Fried. Krupp AG.
    Пушка имела весьма удачную конструкцию, длина ее ствола составляла 45 калибров, что при полном заряде обеспечивало фугасному снаряду массой 44,0 кг начальную скорость 840 м/с. Дальность стрельбы составляла 22 675 м, что было сопоставимо с дальностью стрельбы многих крупнокалиберных орудий противника.
    Относительно небольшая масса снаряда компенсировалась повышенной скорострельностью пушки (буквы S.K. в обозначении пушки представляют собой сокращение немецкого слова Schnellfeuer Kanone скорострельная пушка).
    Для установки на транспортере использовался станок на центральном штыре. Станок имел современные противооткатные устройства — тормоз отката и накатник. В принципе он позволял вести круговой обстрел, но для обеспечения необходимой устойчивости установки стрельба велась вдоль рельсового в секторе горизонтального обстрела ±25°. В то же время, при использовании дополнительных боковых упоров стрельба могла вестись и поперек рельсового пути. В вертикальной плоскости наведение орудия обеспечивалось в диапазоне углов от 0° до +45°.
    В качестве железнодорожного транспортера использовалась стандартная железнодорожная платформа с низким расположением грузовой площадки. Платформа имела две двухосные тележки. При общей массе установки 55 500 кг нагрузка на ось каждой тележки не превышала допустимых пределов.
Особенностью железнодорожной установки с пушкой 15 см S.K. было наличие у пушки большого щитового прикрытия, защищавшего расчет и механизмы пушки от осколков снарядов спереди и с обоих боков.
    Наличие такого прикрытия оказалось отнюдь не лишним — установки нередко попадали под огонь артиллерии противника, которая вела активную контрбатарейную борьбу. Об ожесточенности этой борьбы свидетельствует тот факт, что из 24 выпущенных установок к концу войны в строю осталось лишь 10.
    На сухопутном фронте установленные на железнодорожных транспортерах пушки 15 см S.K. обслуживались расчетами, укомплектованными моряками. Обычно они действовали в составе двух или четырех орудийных батарей, которым придавались необходимые средства боевого и материально-технического обеспечения.
    По окончании войны в соответствии с Версальским договором все железнодорожные установки с пушкой 15 см S.K. были уничтожены, но уже в 1938 г. фирма Fried. Krupp AG изготовила и передала вновь созданному Вермахту четыре такие установки (по некоторым данным их общее число составило 18 единиц).




 
Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика