Многоцелевой ударный вертолет AS 565 «Panther»

Французской компанией «Aerospatiale» на базе гражданской версии вертолета AS 365N2 был создан многоцелевой ударный вертолет AS 565 «Panther». Первый полет прототипа под обозначением F-WZJV состоялся 29 февраля 1984 года.
Машина оснащалась двумя турбовальными двигателями Turbomeca ТМ ЗЗЗ-1М (по 680 кВт) и использовалась в качестве легкого штурмового и транспортно-десантного вертолета (12 десантников). У вертолета более длинный фюзеляж построенный с большим процентом использования композитных материалов, частичным бронированием кабины, с усиленным полом и посадочным шасси.


Испытания закончились в конце 1986 года, а первый из 36 заказанных вертолетов был поставлен армейской авиации Бразилии на авиабазу Таубатэ в 1989 году. Бразильцы присвоили машине обозначение НМ-1.
Вертолет AS 365К имел аналогичную конструкцию, но был оснащен двигателями Arriel 1М1 (по 557 кВт). Первые три модели отличались от базового AS 365N2 более широким использованием композитов и повышенной живучестью, меньшей заметностью в радиолокационном и инфракрасном диапазонах (последнее достигалось за счет композитов и спецкраски), а также пониженной шумностью.

Проводку управления двигателями защитили броней, трансмиссия могла работать без масла, конструкцию планера и сидений сделали удароустойчивой. При максимальной взлетной массе планер мог выдержать удар о землю при вертикальном падении со скоростью до 7 м/с.
После образования в 1992 году концерна Eurocopter вертолет получил обозначение AS 565 «Panther».
Вертолет AS 565 «Panther» одновинтовой схемы с рулевым винтом типа «фенестрон», двумя ГТД и трехопорным шасси.
Фюзеляж вертолета AS 565 «Panther» цельнометаллический, типа полумонокок, отличается хорошими аэродинамическими формами.
Силовой набор нижней и носовой частей фюзеляжа, основные шпангоуты в зоне установки главного редуктора и в задней части центральной секции фюзеляжа, панели пола в зоне установки главного редуктора и двигателей, а также двери выполнены из алюминиевого сплава.

Носовой обтекатель, обтекатели двигателей и киля слоистой конструкции, выполнены из стеклопластика и сотового заполнителя номекс. В носовом обтекателе размещены антенна РЛС, радио- и электрооборудование.
Двухместная кабина экипажа имеет металлический каркас с большим остеклением в верхней части. Кабина снабжена откидывающимися на шарнирах боковыми дверьми. На военных вертолетах предполагается бронирование элементов системы управления полетом и системы управления двигателем, бронированные сиденья летчиков, рассчитанные на нагрузку до 15.
В грузовой кабине размерами 2,3 х 2,03 х 1,4 м и объемом 5 м3 размещаются до 10 десантников. Доступ в кабину обеспечивается через четыре двери, по две с каждой стороны фюзеляжа, передние с размерами 1,16 х 1,14 м и задние 1,16 х 0,87 м. Имеется система вентиляции.


В санитарном варианте в кабине можно разместить четверо носилок. Предусматривается возможность транспортировки груза массой 1600 кг на троссе под фюзеляжем. Хвостовая балка конусообразной формы, с обшивкой из панелей слоистой конструкции и сотовым заполнителем.
В концевой части балки установлено стреловидное вертикальное оперение с рулевым винтом типа «фенестрон». Стабилизатор прямоугольной формы в плане с концевыми шайбами, отклоненными относительно осевой линии влево. Окраска вертолета обеспечивает уменьшение радиолокационного и теплового излучения.
Шасси трехопорное, с носовой опорой, убирающееся. Носовая опора со сдвоенными самоориентирующимися колесами и главные опоры убираются назад. В убранном положении главные опоры полностью закрыты створками люков слоистой конструкции из кевлара или номекса.
Все опоры снабжены масляно-пневматическими амортизаторами. Размер главных колес шасси 380 х 150 мм; носового колеса 150 х 100 мм.

Давление в пневматиках главных колес 0,7 МПа, носового колеса – 4 МПа. Ход стойки 0,26 м вперед и 0,28 м назад. Колея шасси 1,9 м, база 3,63 м. Имеются дисковые тормоза с гидроуправлением. Для вынужденной посадки на воду при волнении 5 баллов предусмотрены надувные поплавки, с помощью которых вертолет может держаться на плаву.
Несущий винт четырехлопастный, с втулкой типа «старфлекс», с шарнирным креплением лопастей.
Лопасти крепятся к втулке, выполненной из стекло- и углепластика, с помощью шаровых эластомерных шарниров слоистой конструкции из стали и резины, которые не требуют регулярного технического обслуживания.
Лопасти с хордой 0,385 м и профилем СА2 разработаны совместно с ONERA, относительная толщина профиля изменяется от 12% у комля до 7% в концевой части. Лопасть содержит два лонжерона из углеволокна Z-образного сечения.


Обшивка носка лопасти выполнена из стекловолокна; вдоль носка лопасти проложена накладка из нержавеющей стали, в качестве заполнителя используется номекс.
Законцовки лопастей, выполненные из углеволокна, имеют стреловидность по передней кромке 45 градусов. Каждая лопасть снабжена регулируемым на земле триммером, расположенным у задней кромки лопасти, ближе к концевой секции. Тормоз несущего винта стандартного типа.
Электросистема состоит из двух стартер-генераторов мощностью по 4,5 кВт, одной аккумуляторной батареи (24В, 17 или 24 Ач) и двух преобразователей (250 В-А, 115В, 400 Гц).
Электронное оборудование вертолета AS 565 «Panther» включает усовершенствованные системы связи, навигационное и поисковое оборудование фирмы «Рокуэлл-Коллинз», в том числе сдвоенные связные УКВ-приемопередатчики диапазонов KB и УКВ передатчики с ЧМ.

Используется система автономной навигации Крузе «Надир» Мк.2, система индикаторов на ЭЛТ с воспроизведением видеосигналов телевизионной камеры в условиях дневного освещения и получением телевизионного отображения.
Навигационный вычислитель системы «Надир» Мк. 2 производит вычисление навигационных параметров, данных массы и данных для управления расходом топлива.
Вооружение в зависимости от назначения вертолета может включать две управляемые ракеты типа Матра «Мистраль» с ИК-системой наведения, две подвесные пушечные установки с пушками CIAT М-621 калибром 20 мм (боезапас 180 снарядов), восемь ПТУР «Хот» или «Toy», установки с НАР калибром 70 мм.


Комплекты вооружения подвешивают на съемных балках. Для управления огнем предусматриваются обычный прицел, стабилизированный прицел SFIM «Вивиан» или прицелы третьего поколения с усилением яркости изображения.
Дополнительное оборудование включает автоматы для запуска ложных целей и средства перерезания проводов.

Летно-технические характеристики вертолета AS 565M:
Экипаж, чел.: 2;
Масса, кг: пустого - 2193, нормальная взлетная - 4100, максимальная взлетная - 4250;
Диаметр главного винта, м: 11,94;
Диаметр хвостового винта, м: 1,10;
Длина, м: 12,11;
Высота, м: 3,39;
Внутренние топливо, л: 1135 + опционально 180;
Двигатель: 2 х ГТД Turbomeca Arriel IM1;
Мощность, кВт: максимальная - 2 х 584, при взлете - 2 х 558, при полете - 2 х 487;
Скорость, км/ч: максимальная - 296, крейсерская - 278;
Практическая дальность, км: 875;
Дальность действия, км: 400;
Скороподъемность, м/мин: 420;
Практический потолок, м: 4300;
Статический потолок, м: 2600;
Полезная нагрузка: 10 десантников или 1700 кг груза;
Боевая нагрузка на 2 узлах подвески: 2 х ПУ 22 х 68-мм Thomson-Brandt или 19 х 70-мм Forges de Zeebrugge или 2 контейнера NC 20M61 с 20-мм пушкой GIAT M621 и 180 патронов или 2 х 2 УР воздух-воздух Matra Mistral или 4 ПТУР НОТ

 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.