Советский опытный тяжелый танк «Объект-279»
Тяжелый танк «Объект 279» был разработан в 1957 году в Ленинграде конструкторским бюро во главе с Ж. Я. Котиным. Ведущим конструктором проекта являлся Л. С. Троянов. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.
Танк «Объект 279» был спроектирован по классической схеме общей компоновки. Оригинальные конструктивные решения позволили получить наименьший заброневой объем (11,47 м3) среди всех тяжелых танков. Его корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида.
Корпус танка «Объект 279» был сварен из четырех крупных литых броневых элементов криволинейной формы. Толщина лобовой брони корпуса более чем в два раза превышала аналогичный показатель корпуса танка Т-10М и составляла 269 мм.
Верхняя лобовая деталь с максимальной толщиной 192 мм была наклонена под углом 60° от вертикали, а бортовые детали толщиной 182 мм — под углом 45°. Максимальная толщина литой башни сферической формы по всему ее периметру составляла 305 мм при угле наклона 30°.
Снаружи корпус танка «Объект 279» и борта башни имели несъемные тонколистовые противокумулятивные экраны, дополняющие их обводы до вытянутого эллипсоида. Принятая схема бронирования обеспечивала надежную защиту лобовой части танка и его бортов от 122-мм бронебойного и 90-мм кумулятивного снарядов на всех дальностях стрельбы.
Вооружение танка «Объект 279» состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Пушка имела систему продувки канала ствола сжатым воздухом. В боевом отделении были размещены двухплоскостной стабилизатор «Гроза», оптический прицел-дальномер ТПД-2С, ночной прицел ТПН и механизированная укладка снарядов и зарядов с электромеханическим досылателем. Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.
В танке «Объект 279» устанавливался 16-цилиндровый Н-образный четырехтактный дизельный двигатель ДГ-1000 (950 л. с.) или 2ДГ-8М (1000 л. с.) с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения. Однопоточная гидромеханическая трансмиссия включала двухреакторную комплексную гидропередачу, планетарную коробку передач с тремя степенями свободы и двухступенчатые ПМП. Для изменения скорости движения танка использовались три передачи переднего хода, при этом переключение двух высших передач было автоматизировано.
В ходовой части применялась нерегулируемая гидро-пневматическая подвеска и ленточный четырехгусеничный движитель. В состав движителя входили 4 гусеничные ленты с закрытым металлическим шарниром, 4 ведущих колеса, 4 направляющих колеса, 24 опорных катка малого диаметра и 12 поддерживающих катков. Подобными по системе жидкостной подвески Объекту 279 являются японский танк Тип 74 и шведский Stridsvagn 103.
Ходовая часть танка «Объект 279» была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см2, то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Это был уникальный образец тяжелого танка повышенной проходимости.
Благодаря оригинальным техническим решениям ходовая часть 60-тонного танка «Объект 279» была даже на 0,5 т легче, чем у танка Т-10М. Однако конструкция ходовой части была сложной в эксплуатации и ремонте в полевых условиях, ограничивала возможность уменьшения высоты танка при дальнейшей модернизации и имела большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно при движении в распутицу. Еще одним серьезным недостатком четырехгусеничной ходовой части являлось сопротивление повороту, в 12 раз превосходящее величину для аналогичного танка, выполненного по классической схеме.
Танк «Объект 279» оснащался системами ПАЗ, ППО, ТДА, ОПВТ и системой обогрева боевого отделения. Экипаж состоял из четырех человек.
В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена.
Технические характеристики танка «Объект 279»:
Боевая масса, т: 60;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры: длина корпуса – 6770, длина с пушкой вперед – 10238, ширина -3400, высота – 2475, клиренс - 687;
Бронирование, мм: лоб корпуса – 93..269, борт корпуса 100..182, лоб башни – 217..305, борт башни – 217..305;
Вооружение: 130-мм нарезная пушка М-65, 1 х 14,5-мм пулемет КПВТ;
Двигатель: 2ДГ8-М мощностью 950 л. с.;
Скорость по шоссе, км/ч: 55;
Запас хода по шоссе, км: 250;
Удельная мощность, л. с./т: 15,8;
Тип подвески: индивидуальная гидропневматическая, с регулируемым клиренсом;
Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,6;
Преодолеваемый подъем, град.: 35;
Преодолеваемый брод, м: 1,2