Первый в мире батискаф FNRS-2

FNRS-2 — первый в мире батискаф, сконструированный выдающимся швейцарским ученым Огюстом Пиккаром. Батискаф получил название в честь Бельгийского Национального Фонда Научных Исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique), финансировавшего постройку батискафа.


Прообразом батискафа послужил FNRS-2 стратостат FNRS-1, также разработанный Пикаром. В батискафе вместо легкой алюминиевой гондолы стратостата используется стальная, способная выдержать давление океанских глубин, а вместо огромного баллона с гелием — сравнительно небольшой поплавок, наполненный бензином, который обеспечивает аппарату плавучесть. Модель батискафа FNRS-2 была создана в 1937 - 1939 годах и испытывалась в лаборатории высоких давлений при Брюссельском Университете, но Вторая мировая война надолго прервала эти работы. Разработка возобновилась в 1946, на этот раз Бельгия потребовала, чтобы наравне с Пикаром проектом руководил бельгийский ученый Макс Козинс, который работал с Пикаром еще в начале тридцатых — участвовал в стратосферных полетах FNRS-1.


Cтратостат FNRS-1

Испытания батискафа FNRS-2 прошли в 1948 в Дакаре, куда аппарат был доставлен бельгийским грузовым судном «Скальдис». Вскоре после прибытия Пикар выполнил пробное погружение на глубину 25 м. 3 ноября 1948 года батискаф совершил автоматическое беспилотное погружение на глубину 1380 м. В целом испытания показали жизнеспособность идеи батискафа и практическую пригодность гондолы для глубоководных погружений. Присутствовавший на испытаниях капитан Кусто высоко оценил изобретение Пикара. Но выявились также и существенные недостатки конструкции, поплавок батискафа был сильно поврежден в результате последовавшей за погружением буксировки батискафа и нуждался в реконструкции.


Батискаф FNRS-2

Гондола батискафа FNRS-2 имеет сферическую форму, состоит из двух полусфер. Каждая полусфера отлита, прокована и обработана на прецизионном токарном карусельном станке. Особенно тщательно обработан стык, отверстия люка, иллюминаторов и кабельных вводов. Полусферы склеены между собой эпоксидной смолой и стянуты стальными лентами.
Сфера — геометрическое тело, имеющее наибольший объем при наименьшей площади поверхности. Полая сфера при равной толщине стенок (в сравнении, например, с параллелепипедом или цилиндром равного объема) будет иметь меньшую массу. Также сфера обладает абсолютной симметрией, для сферического прочного корпуса легче всего сделать инженерные расчеты.



Так как на больших глубинах огромное давление воды сжимает гондолу, ее наружный и внутренний диаметр несколько уменьшается. Поэтому гондола крепится к «клетке» поплавка стальными лентами, допускающими некоторое смещение. Вся аппаратура внутри гондолы не прикреплена к стенкам, а смонтирована на раме, позволяющей стенкам беспрепятственно сближаться.
В гондолу ведет запирающийся на болты люк, имеющий форму усеченного конуса, наружный диаметр 550 мм, внутренний диаметр 430 мм, толщина 150 мм. В люк встроен иллюминатор. Второй иллюминатор расположен строго симметрично первому. Иллюминаторы изготовлены из плексигласа, имеют форму усеченного конуса, малым основанием направленным внутрь, наружный диаметр 400 мм, внутренний диаметр 100 мм, толщина 150 мм. Отверстия для кабельных вводов также имеют форму усеченного конуса. Электрические кабели впаяны в пластмассовые конические пробки. Таким образом, чем больше забортное давление воды, тем сильнее люк, иллюминаторы и пробки электрических кабелей прижимаются к полусфере.


Гондола батискафа FNRS-2

Бельгийский национальный фонд принял решение не финансировать доработку батискафа, в связи с чем в 1950, после длительных переговоров, он был передан французскому флоту. Огюст Пикар приглашался в качестве научного консультанта, батискаф был переименован в FNRS-3. Многие технические решения, предложенные Пикаром, были поставлены под сомнения, а французские ученые не имели достаточного опыта для самостоятельной разработки. Поэтому модификация аппарата затянулась до 1953 года, не смотря на то, что полностью сохранилась старая гондола и основные технические моменты в конструкции. В 1952—1953 Пикар занялся разработкой нового, более совершенного батискафа, получившего название Триест. Тем не менее, в 1953 FNRS-3 совершил ряд успешных погружений в Тулоне на глубину 750, 1500 и 2100 м, а в дальнейшем погружался на глубину около 4000 м, удерживая в течение некоторого времени рекорд глубины погружения для пилотируемых аппаратов.



Технические характеристики FNRS-2
Диаметр гондолы, м: 2,1 м;
емкость поплавка, м3: 30;
Вес гондолы воздухе, т: 10;
Вес гондолы в воде, т: 5;
Экипаж батискафа, чел.: 2;
Расчетная глубина погружения, м: до 4000 м


Батискаф FNRS-3

 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.