Оперативно-тактический беспилотный летательный аппарат «Phoenix»
Оперативно-тактический беспилотный летательный аппарат «Phoenix» (англ. «Феникс») разработанный конструкторами Великобритании (военная корпорация BAE Systems) предназначен для помощи в разведке сухопутным войскам. С помощью него можно проводить обнаружение и распознавание вражеских целей в реальном масштабе и времени.
БПЛА «Phoenix» разрабатывался на протяжении 12 лет и был поставлен на вооружении только в 1998 году. Перед появлением «Феникса» использовали разведывательный беспилотный аппарат CL-89 «Мидж».
БПЛА «Phoenix» может работать независимо от времени суток и передавать информацию для артиллерии и систем наземного залпового огня. Также способен производить помощь при наведении на цель и мешать радиоразведке противника. БПЛА «Phoenix» способна проводить химическую, бактериальную атаку, а также подавлять вражеские системы ПВО.
БПЛА «Phoenix» разбирается и собирается как Lego, имея модульную конструкцию. Это позволяет моментально заменять узлы, неудачно приземлившегося аппарата. Хранение и транспортировка БПЛА «Phoenix» осуществляются в разобранном виде в контейнерах, защищенных от мощных электромагнитных импульсов.
Практически каждый полк артиллерии Великобритании имеет по несколько беспилотных аппаратов «Phoenix». Транспортировку беспилотного аппарата «Phoenix» проводит несколько автомобилей, один из которых является пунктом управления. Пульт управления имеет великолепную защиту от электромагнитного воздействия противника и против оружия массового поражения. На пульт поступает вся информация от беспилотного аппарата, где она анализируется. Система связи сопряжена с системой наведения огня артиллерии.
Управление БПЛА «Phoenix» осуществляет три человека: оператор полета, оператор, отвечающий за выполнения задания, и дешифровальщик. На пункте управления расположены дисплеи, на которые выводится изображение с камер в разном масштабе. Большинство систем полностью автоматизированные, что облегчает поиск объектов и целей.
Основными преимуществами БПЛА «Phoenix» можно назвать малозаметность как визуально, так и для радиолокаций противника. При полете аппарат издает минимальный звук и незаметен в инфракрасном излучении. Летательный аппарат изготовлен в стандартной двухбалочной схеме. Силовая установка представлена двумя бензиновыми двигателями мощностью по 25 лошадиных сил каждый. За счет использования большого процента композиционных материалов и модульной конструкции можно быстро проводить замену узлов и агрегатов машины. В среднем жизненный цикл БПЛА «Phoenix» равен 15 лет. Общая подготовка всей системы «Phoenix» к пуску занимает около часа. Это при распаковке и сборе аппарата с транспортировочных контейнеров.
Установленный снизу контейнер, в полете стабилизирован по крену в двух плоскостях. Тепловизионная камера и телеобъектив установлены на поворотной турели, позволяющей управлять с земли их сканированием в пределах 360 градусов по азимуту и углу места. В зависимости от решаемых задач в полете может использоваться режим автоматического сканирования по углу места или с заранее установленным углом наклона к горизонту.
Сменный контейнер с полезной нагрузкой до 45 кг, располагающийся снизу, рассчитан на стартовые перегрузки до 10 g. В его состав входят:
— тепловизионная камера, имеющая ИК-приемник SPRITE (Signal Processing in the Element) с полем зрения 60 - 40 градусов (работает в диапазоне волн 8-14 мкм);
— телеобъектив с переменным фокусным расстоянием и увеличением от 2,5 до 10 раз;
— 16-разрядный процессор;
— автоматически переключаемые передняя и задняя антенны передачи данных, обеспечивающие остронаправленную засекреченную связь.
Телекамера и объектив зафиксированы на турели поворотного типа, это позволяет проводить с земли сканирование территории на все 260 градусов. Сканирование и анализ территории могут производиться в ручном режиме и в автоматическом по заданным углам наклона.
Управление полетом может осуществляться как по координатам передаваемым с земли, так и по заранее составленному маршруту. После выполнения задачи БПЛА «Phoenix спускается на парашюте в установленном районе в перевернутом положении, чтобы ударные нагрузки при приземлении пришлись на выполненный из полиуретана специальный «горб» в верхней части фюзеляжа, а не на контейнер с аппаратурой.
В боевых условиях БПЛА «Phoenix» впервые использовался в ходе военных действий НАТО в Косово.
Летно-технические характеристики БПЛА «Phoenix»:
Размах крыла, м: 4,20;
Длина самолета, м: 3,40;
Высота, м: 0,86;
Масса, кг: 140;
Тип двигателя: 1 ПД;
Мощность, л. с.: 1 х 25;
Максимальная скорость, км/ч: 185;
Крейсерская скорость, км/ч: 110 - 155;
Радиус действия, км: 50;
Продолжительность полета, ч: 4;
Практический потолок, м: 12750;
Полезная нагрузка: 45 кг разведывательной аппаратуры