Бронетранспортер Тип 63 (Type 63) WZ-531
Китай 


  Бронетранспортер Тип 63 WZ-531  
 
Бронетранспортер Тип 63 WZ-531
 
 
Тактико-технические характеристики
бронетранспортера Type 63
Боевая масса, т: 12,6;
Экипаж, чел.: 3+11 (десант);
Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 5520, ширина – 2970, высота – 2850, клиренс – 432;
Бронирование, мм.: лоб корпуса - до 14, борт корпуса – 6, корма корпуса – 6, днище - 6;
Вооружение: один 12,7-мм пулемет Тип 54;
Боекомплект, патрон: 500;
Двигатель: 8-цилиндровый, дизель, модель 6150L, мощность 260 л. с.;
Удельная мощность, л. с/т: 20,6;
Скорость по шоссе, км/ч: 60;
Скорость на плаву, км/ч: 6;
Запас хода по шоссе, км: 500;
Преодолеваемый брод, м: плавает
 

  Бронетранспортер Тип 63 WZ-531  
 
Бронетранспортер Тип 63 WZ-531
 

    «Type 63» — первый китайский гусеничный бронетранспортёр, не имеющий своего советского прототипа, в отличие от других моделей бронетехники.
     Его разработка началась в 1960 году в КБ Северного машиностроительного завода (NVMF, сейчас — часть национальной корпорации NORINCO), расположенного недалеко от Пекина. Китайские инженеры преследовали цель создать гусеничную машину, которая бы имела проходимость сравнимую с танками, что немаловажно для юго-восточного театра военных действий, а также была бы относительно дешевой за счет использования некоторых узлов серийно производившейся бронетехники. БТР получил обозначение «Тип 60» (заводской индекс А-531 или WZ-531).
     Проектирование велось практически с нуля. В конструкции ходовой части были использованы элементы советского плавающего БТР-50П («Тип 66») и танка ПТ-76 («Тип 60»). В частности, были позаимствованы пустотелые катки и узлы торсионной подвески, а также гусеничные траки. В качестве силовой установки был принят дизельный V-образный двигатель водяного охлаждения 6150, представляющий собой советский дизель В-2 от танка Т-34-85 («Тип 58»), у которого число цилиндров сократили с 12 до 8. Вооружение БТР состояло из 7,62-мм пулемета «Тип 59» (копия советского СГМ) на турели. После пересмотра проекта в 1963 году бронетранспортеру присвоили новое обозначение «Тип 63» или «Тип 63А» (WZ-531A). Главные изменения коснулись компоновки корпуса. Для того, чтобы обеспечить более рациональное расположение двигателя и трансмиссии и обеспечить выход десанта через кормовую часть, моторное отделение сдвинули ближе к середине и вправо, а перед ним расположили место командира машины. Пулемёт было решено заменить на крупнокалиберный. К 1964 году были выпущены первые опытные образцы машин. Однако доводка довольно «сырого» бронетранспортера заняла несколько лет — все таки, сказывалось отсутствие опыта, и лишь к концу 1960-х годов было начато его серийное производство. В 1967 г. БТР «Тип 63» был впервые показан широкой общественности на военном параде в Пекине, после чего на западе его стали обозначать как М1967.


  Бронетранспортер Тип Тип 63 (WZ-531G)  
 
Бронетранспортер Тип Тип 63 (WZ-531G)
 

     Описание конструкции Характерный тупой нос и четырех опорная ходовая часть стали главной отличительной особенностью первого китайского БТР национальной разработки. Бронетранспортер «Тип 63» имеет не совсем обычную компоновку. Отделение управления с местом механика-водителя и органами управления находится в передней части корпуса слева. Позади водителя расположено место стрелка, которое имеет такой же люк, но с установленным в нем поворотным перископическим прибором. А вот место командира расположено в правой передней части корпуса и изолировано от остального обитаемого отделения. Командир также имеет люк в крыше, откидывающийся вправо, с таким же перископическим прибором наблюдения, как у стрелка.
     За местом командира справа от отделения управления находится изолированное бронеперегородками моторное отделение с дизельным двигателем 6150L мощностью 260 л. с., там же расположены обслуживающие двигатель системы. Простая трансмиссия состоит из однодискового главного фрикциона, механической коробки перемены передач (4 скорости вперёд, 1 назад), бортовых фрикционов и бортовых передач. Трансмиссия находится в носу корпуса, доступ к ней осуществляется через большой съемный лист в верхней лобовой детали. Над моторным отделением расположена решетка радиатора системы охлаждения двигателя, а также выхлопное окно, смещенное к правому борту и снабженное специальным дефлектором для отвода выхлопа в сторону. БТР «Тип 63» плавающий. Корпус сварной из плоских катаных бронелистов сделан герметичным. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц со скоростью до 6 км/ч. В носовой части имеется волноотбойный щиток, поднимающийся с помощью ручного привода с места механика-водителя, при движении по суше он опускается на верхний лобовой лист. По шоссе бронетранспортер может развивать скорость до 60 км/ч, при этом максимальный запас хода составляет 500 км.


  Бронетранспортер Тип 70 (WZ-303/303A)  
 
Бронетранспортер Тип 70 (WZ-303/303A)
 

     Всю кормовую часть корпуса бронетранспортера занимает десантное отделение. Для входа и выхода используется дверь в кормовом бронелисте, а в крыше корпуса расположены два прямоугольных люка, которые могут фиксироваться в открытом положении. В середине машины имеется место оператора пулеметной установки, расположенной по центру. Пулеметом управляет один из стрелков. На поворотной турели установлен 12,7-мм пулемет «Тип 54» (копия советского ДШКМ) с ручным наведением и коллиматорным прицелом. Место пулеметчика сделано открытым, но в конце 1980-х гг. при модернизации на всех китайских бронетранспортерах «Тип 63» оно было оборудовано специальным открытым сверху бронещитком, охватывающим его с трех сторон. Боекомплект пулемета состоит из 500 патронов, снаряженных в ленты, которые уложены в коробки внутри десантного отделения. Для стрельбы пехотинцев не выходя из машины предусмотрены закрывающиеся бойницы, смонтированные с приборами наблюдения по одной в каждом борту корпуса и одна в кормовой двери. Внутри имеются 10 откидных мест, размещенных вдоль бортов и по центру.
     Ходовая часть БТР «Тип 63» состоит из четырех односкатных обрезиненных катков (на борт) с передним расположением ведущего колеса. Подвеска индивидуальная торсионная с подрессориванием первых катков. Верхняя ветвь гусеницы закрыта 4-секционными фальшбортами с продольной выштамповкой.


  Тип 63С  
 
Бронетранспортер Тип 63С
 

     Бронирование защищает экипаж от пуль и мелких осколков, но уязвимо для крупнокалиберных пулеметов. Толщина лобовых листов достигает 14 мм, бортов, крыши, днища — 6 мм. Все бронелисты, кроме кормового, расположены под рациональными углами наклона. Исходя из характеристик патрона 7,62 БП и обладающих меньшей пробивной способностью бронебойно-зажигательных патронов стран НАТО, данный вид бронирования обеспечивает гарантированную защиту от любого типа вооружений с патронами калибром 7,62 и ниже с любой дистанции стрельбы. Защита от крупнокалиберного оружия не обеспечивается.
Модификации бронетранспортера Тип 63:
— Тип 60 (WZ-531) - проект-прототип;
— Тип 63 (WZ-531A) - базовая модификация;
— Тип 63 (WZ-531G) - модернизированный «Тип 63A»;
— Тип 63B (WZ-531B) - шасси с 5-опорной ходовой частью; 1970-е гг;
— Тип 63C/ Тип 81 (YW-531C) - «Тип 63A» с новым двигателем; 1982 г;
— Тип 81 (YW-531D/E) - экспортная модификация «Тип 63C/81»;
— Тип 63С для морской пехоты - оборудован съемными модулями для улучшения плавучести и водным движителем.


  Бронетранспортер Тип 63С на плаву  
 
Бронетранспортер Тип 63С на плаву
 

Машины на базе бронетранспортера Тип 63:
— Тип 63A (WZ-701/701C/D) - КШМ на базе БТР «Тип 63A», прямоугольная рубка;
— Тип 63A (WZ-721) - машина дальней связи на базе КШМ;
— Тип 70 (WZ-303/303A) - 130-мм РСЗО на базе БТР « Тип 63A»;
— Тип 70 (WZ-302/302A) - 122-мм САУ на базе шасси «Тип 63B»;
— Тип 81 (YW-701A/701B) - КШМ на базе БТР «Тип 81», прямоугольная рубка;
— Тип 81 (YW-304) - 82-мм самоходный миномет на базе БТР «Тип 81»;
— Тип 81 (YW-381) - 120-мм самоходный миномет на базе БТР «Тип 81»;
— Тип 81 (YZ-750) - санитарная машина на базе БТР «Тип 81»;
— Тип 60С - опытный плавающий БТР на базе «Тип 81»;
— Тип 85 (YW-351H) - БТР с удлиненным шасси;
— YD-801 - пожарная машина на базе БТР «Тип 63A».
     Сразу после начала серийного производства бронетранспортеры «Тип 63»/WZ-531A стали поступать на вооружение механизированных пехотных и танковых полков НОАК. Одновременно эти машины китайцы стали поставлять на экспорт. Первой страной, на вооружение которой поступили БТР «Тип 63», стал Северный Вьетнам, использовавший их в боях с американцами во время войны в Юго-восточной Азии вместе с захваченными M113. Позже БТР «Тип 63» появился в армии Северной Кореи, которая потом наладила их собственное серийное производство по китайской лицензии, под названием VTT-323. Также «Тип 63» в небольших количествах поставлялся в Мьянму (бывшая Бирма) и Таиланд.


   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика