Бронеавтомобиль GKN Sankey AT-105 «Saxon»
Великобритания 


  Бронеавтомобиль GKN Sankey AT-105 «Saxon»  
 
Бронеавтомобиль GKN Sankey AT-105 «Saxon»
 
 
Тактико-технические характеристики
бронеавтомобиля GKN Sankey AT-105 «Saxon»
Колесная формула 4х4
Экипаж: 2 + 8 пассажиров;
Боевая масса, т: 11,660;
Габаритные размеры, мм: длина – 5170, ширина – 2490, высота по крыше башенки – 2630, дорожный просвет по корпусу - 430 по оси – 360, колесная база – 307, ширина колеи – 2060;
Вооружение: один 7,62-мм пулемет MG, 8 дымовых гранатомётов;
Двигатель: Bedford-500, 6-цилиндровый, мощность - 164 л. с., 2800 об / мин;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 96;
Запас хода по шоссе, км: 480;
Емкость топливного бака, л: 153;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 69; высота стенки, м - 0,41; глубина брода, м - 1,12
 

    Бронированная колесная машина AT-105 «Saxon» первый английский бронеавтомобиль, разработанный специально для борьбы с беспорядками в городах и для противопартизанских действий.
     Непосредственным предшественником AT-105 был бронеавтомобиль АТ-104. Так же как и у АТ-104, конструкция AT-105 построена вокруг ходовой части 4-тонного военного грузового автомобиля «Бедфорд» 4х4.
     По сравнению с предшественником у AT-105 резко усилена бронезащита сварного корпуса новой формы, образованного стальными бронелистами толщиной 16 мм. Опыт весьма специфических боевых действий британской армии в Ольстере показал необходимость равномерного бронирования специализированной боевой машины, поскольку в городе с враждебно настроенным населением и большим количеством террористов угроза может исходить с любого направления. Броней требовалось прикрыть не только людей, но и основные узлы и агрегаты: мотор, трансмиссию, радиатор. Особую опасность для личного состава и бронеавтомобилей в Северной Ирландии представляли снайперы, вооруженные винтовками AR-18, огонь из которых зачастую велся чуть ли не в упор. Броня АТ-104 пули снайперских винтовок, выпущенные с близкого расстояния, не держала; корпус нового бронеавтомобиля более устойчив. Исходя из уровня бронезащиты, на момент разработки боевая машина AT-105 была одной из самых трудно уязвимых в мире. Днище корпуса выполнено плоским, V-образным для ослабления взрывной волны мины. В случае подрыва бронеавтомобиля AT-105 на противотанковой мине выходит из строя ходовая часть, а люди, находящиеся внутри бронекорпуса, не страдают. В ходе испытаний один из бронеавтомобилей подорвали на английской противотанковой мине Mk7. После взрыва животные, находящиеся внутри машины, уцелели, хотя и были ошарашены происшедшим.


  Бронеавтомобиль GKN AT-105 «Saxon» на службе у полиции Гонконга  
 
Бронеавтомобиль GKN AT-105 «Saxon» на службе у полиции Гонконга
 

     Для посадки и высадки членов экипажа и десантников в корпусе имеются две двери в кормовой части корпуса и по одной большой двери с каждого борта. Экипаж состоит из двух человек (командира и водителя), места которых находятся в передней части машины. Десант (восемь-десять человек) размещается в боевом отделении. Место командира находится сзади места водителя. По оси машины, над сиденьем командира в крыше корпуса расположены четырехгранная командирская башенка с наблюдательными приборами и люк. По желанию заказчика вместо командирской башенки может быть установлена закрытая вращающаяся башня с легким вооружением. Десантники могут вести огонь из личного оружия через шесть прикрываемых бронезаслонками амбразур.
     Бронеавтомобиль AT-105, учитывая его характеристики и историю создания, вполне уместно назвать «броневиком для Северной Ирландии». Однако, проектируя эту машину, фирма GKN рассчитывала в первую очередь на экспортные заказы, не оставляя при этом надежду продать бронеавтомобили и в пределах отечества. Как известно, Англия страна особенная, и уличное движение там тоже особенное левостороннее. Поэтому и бронеавтомобиль AT-105 разрабатывался в двух «зеркальных « вариантах: с левым расположением места водителя для поставок на экспорт и с правым для нужд Британии. Водитель имеет хороший обзор через четыре наблюдательных блока с бронестеклами, обеспечивающими уровень защиты такой же, как и у бронелистов корпуса. Колесную базу машины сделали более короткой, что улучшило маневренность в стесненных городских условиях. Все четыре колеса ведущие, привод на два передних может отключаться. Подвеска колес обычная, с использованием листовых рессор и гидравлических амортизаторов. Основное назначение бронеавтомобиля AT-105 предполагает его применение на хороших дорогах. Проходимость машины по бездорожью и в условиях крутых подъемов и спусков несколько хуже, чем у других бронеавтомобилей, но все же лучше, чем у исходного грузовика «Бедфорд». В отличие от большинства военных бронированных колесных машин AT-105 не является амфибией.


  Бронеавтомобиль GKN Sankey AT-105 «Saxon» ICV  
 
Бронеавтомобиль GKN Sankey AT-105 «Saxon» ICV
 

     Двигатель устанавливается сбоку от водителя справа или слева, в зависимости от варианта машины. Стандартным считается шестицилиндровый дизель Дженерал Моторс Бедфорд «тип 500» мощностью 147 л. с. (такой же мотор стоит и на грузовых автомобилях «Бедфорд»), предусмотрена возможность установки восьмицилиндрового бензинового двигателя с непосредственным впрыском Роллс-Ройс В81 мощностью 164 л. с. Коробка передач автоматическая Аллисон АТ540.
     Разработка бронеавтомобиля AT-105 началась в 1975 г., а в 1976 г. была построена первая машина. Как и ожидалось, первые заказы поступили из стран третьего мира, которым была нужна недорогая бронированная машина для противопартизанских операций, поддержания порядка в городах и охраны гражданских аэропортов. Бронеавтомобиль AT-105 закупили Абу-Даби, Бахрейн, Гон Конг, Кувейт, Малайзия, Оман и Нигерия.
     В 1978 г. британская армия выпустила требования к бронированной колесной машине, предназначенной для действий против террористов и поддержания порядка, иначе говоря, требовался полицейский броневик. Возможность участия таких машин в «большой войне» рассматривалась как второстепенная. Объяснялись столь необычные для вооруженных сил развитой промышленной страны требования бесконечными конфликтами в Северной Ирландии, а на поле боя английские генералы планировали использовать гусеничные БМП MCV-80. Испытания бронеавтомобиля AT-105 в британской армии проводились в 1978 г., но финансовые ограничения не позволили принять машину на вооружение. Двумя годами спустя состоялись крупные учения британской армии «Крусейдер-80», показавшие неадекватность английской концепции переброски пехотных батальонов современным условиям. Немоторизованная пехота обычно совершала марши на большие расстояния на грузовых автомобилях. Грузовики не были защищены от огня стрелкового оружия, мин, осколков авиационных и артиллерийских снарядов, бомб; кроме того, они входили в состав транспортных частей или вообще относились к гражданским компаниям. Таким образом, для передислокации пехотных подразделений требовались дополнительные согласования, лишнее время также затрачивалось на подачу автотранспорта. В результате анализа результатов учений появилась концепция «такси для поля боя» бронированного автомобиля, способного доставлять непосредственно на передовую отделение пехотинцев из десяти человек с полным вооружением. Наиболее походящим кандидатом среди британской колесной техники оказался бронеавтомобиль AT-105. В 1980 г. три машины были переданы 2-й пехотной дивизии для полевых испытаний и проверки на соответствие армейским требованиям, где на первое место выдвигалось «участие в конфликте с применением обычного оружия. Военные пришли к выводу, что бронеавтомобиль можно принять на вооружение после проведения ряда доработок.


  Санитарная машина GKN AT-105 «Saxon»  
 
Санитарная машина GKN AT-105 «Saxon»
 

     Важнейшим требованием было обеспечение автономности действий бронеавтомобиля в течение 48 ч. Для его выполнения требовалось увеличить возимые запасы топлива, снаряжения и боеприпасов. Чтобы увеличить внутренние объемы, пригодные для размещения дополнительного снаряжения, пришлось несколько перекомпоновать десантное отделение и удалить по одной амбразуре и смотровому прибору с каждой стороны корпуса. Вместо двух боковых дверей в корпусе оставили одну с правой стороны. На месте левой двери, снаружи корпуса установили два больших ящика, в которых при необходимости можно перевозить ПТРК LAW-80. По углам командирской башенки появились кронштейны для установки пулеметной турели.
     Испытания модернизированного бронеавтомобиля завершились в 1983 г., и под названием «Saxon» АРС он был принят на вооружение. Первая партия из 43 машин, в том числе 36 автомобилей «section vehicles» (транспортное средство отделения), четыре командно-штабных машины и три ремонтно-эвакуационных, в 1984 г. была передана 19-й пехотной бригаде. Бронеавтомобилями «Saxon» вооружались пехотные подразделения, дислоцировавшиеся на территории метрополии, которые в случае войны должны были бы усилить Британскую Рейнскую армию в ФРГ.
     На базе бронетранспортера «Saxon» разработано несколько модификаций специализированных машин: командная, санитарная, ремонтно-эвакуационная. На вооружении пехотной роты состоят девять «section vehicles», четыре командных машины и одна ремонтно-эвакуационная.


  Бронеавтомобиль GKN Sankey AT-105 «Saxon»  
 
Бронеавтомобили GKN Sankey AT-105 «Saxon»
 

Модификации бронеавтомобиля GKN Sankey AT-105 «Saxon»:
Командная радио коммуникационная машина GKN «Saxon»
    Бронетранспортер «Saxon» может быть переоборудован в командную машину в течение нескольких часов путем установки дополнительного радиооборудования и стола для топографических карт. Внешне командная машина ничем не отличается от БТР «Saxon».

— Ремонтно-эвакуационная машина GKN «Saxon»
    С левой стороны корпуса установлена гидравлическая лебедка с тяговым усилием 5000 кг, которая позволяет вытаскивать застрявшую технику массой до 16 000 кг. На лебедку намотано до 40 м троса. Внутри корпуса размещаются простейшие механические приспособления для ремонта, инструмент и запасные части. Экипаж машины шесть человек: командир, водитель и четыре механика.

— Санитарная машина GKN «Saxon»
    Прототип бронированной санитарной машины на базе бронеавтомобиля «Saxon» был построен в 1984 г. по инициативе фирмы GKN и впервые продемонстрирован в том же году на крупномасштабных учениях Британской Рейнской армии. На вооружение бронеавтомобили начали поступать в 1991 г. В корпусе БТР «Saxon» оборудованы четыре места для раненых на носилках (по два с каждой стороны) и место для санитара. Экипаж три человека командир, водитель, санитар. Одновременно с модернизацией исходной модели AT-105 (с 1984 г.)все AT-105 стали называться «Saxon» в соответствии с требованиями линейных частей британской армии, фирма GKN продолжала работы над совершенствованием «полицейского» «Saxonа».


  Разведывательная машина GKN AT-105 «Saxon» IS  
 
Разведывательная машина GKN AT-105 «Saxon» IS
 

— Бронеавтомобиль GKN «Saxon» ICV
    Новый вариант «полицейского» бронеавтомобиля «Saxon» появился в 1984 г. В передней части корпуса установлен сварной щит из металлических полос, который предназначен для разборки уличных баррикад, с боков экраны с металлической сеткой. Экраны откидываются вперед под углом 90° к оси машины, давая защиту полицейским или cолдатам, находящимся вне машины. К металлической сетке экрана может подаваться электрическое напряжение. Смотровые блоки прикрыты металлической сеткой, предохраняющей их от камней. Над люком командира смонтирована башня с гранатометом Arwen 37V в шаровой установке. Гранатомет может вести огонь сигнальными, дымовыми гранатами и гранатами со слезоточивым газом CS. Башня оборудована наблюдательными приборами, обеспечивающими круговой обзор. Вместо гранатомета может быть установлен водомет, струя воды бьет на расстояние до 60 м, а на дистанции в 14-20 м сбивает с ног человека. В случае вооружения бронеавтомобиля водометом в корпусе устанавливаются водяные баки и фильтра-насосная установка, позволяющая забирать воду из любого резервуара. Водомет может быть установлен в течение четырех часов.

— Бронеавтомобиль GKN «Saxon» EOD
     Машина для эвакуации взрывоопасных предметов (ЕОD Explosive Ordinance Device).

— Разведывательная машина GKN «Saxon» IS
     Бронеавтомобиль «Saxon» IS, оснащенный ТВ-камерой на телескопической мачте, ИК-системой ночного видения и системой радиоперехвата. Предназначен для отслеживания действий демонстрантов или террористов.

   
 
Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика