Бронетранспортер БТР-40
СССР 


  Бронетранспортер БТР-40  
 
Бронетранспортер БТР-40
 
 
Тактико-технические характеристики
бронетранспортера БТР-40
Колесная формула: 4х4;
Экипаж (десант), чел.: 2 (8);
Боевая масса, кг: 5300;
Габаритные размеры, мм: длина - 5000, ширина - 1900, высота - 1830, клиренс – 276;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 79, по железной дорог – 50 (БТР-40 ЖД);
Запас хода по шоссе, км: 285;
Преодолеваемые препятствия: ширина рва, м - 0,75; глубина брода, м - 0,9
 

  Бронетранспортер БТР-40  
 
Бронетранспортер БТР-40
 

    На заключительном этапе Второй мировой войны Советская Армия располагала самыми совершенными в мире тяжелыми и средними танками. Однако опыт наступательных боев 1944 и 1945 гг. показал, что бронетанковые подразделения нуждаются в поддержке мотопехоты. Наилучшим решением было посадить пехотинцев на машины повышенной проходимости, имеющие легкое бронирование, защищающие бойцов от огня стрелкового оружия и осколков, т. е. на бронетранспортеры.
     Но загруженность отечественной промышленности производством танков и самоходных артиллерийских установок не позволила своевременно решить эту задачу. Частично потребность в бронетранспортерах удовлетворялась за счет поставок по лендлизу и даже использования трофейных машин. Однако своеобразным символом наступающей Советской Армии 1945 г. стал танковый десант: пехотинцы, крепко вцепившись в поручни «тридцатьчетверок», лихо врывались в готические города Западной Европы. Размещение пехоты на броне, вне всякой защиты, было вынужденным решением, обусловленным острой нехваткой бронетранспортеров.


  Схема бронетранспортера БТР-40  
 
Схема бронетранспортера БТР-40
 

     После окончания Великой Отечественной войны разработка БТР была признана одной из первоочередных задач послевоенного перевооружения армии. При этом, учитывая массовость этих машин, упор делался в первую очередь на простые и дешевые колесные машины, собранные с использованием узлов и агрегатов серийных грузовых автомобилей.
     Разработка первого отечественного колесного бронетранспортера, получившего рабочий индекс «объект 141», началась в КБ Горьковского автомобильного завода в 1947 году на базе грузового автомобиля ГАЗ-6З (колесная формула 4х4), запущенного в серию в том же 1947-м.
     БТР создавался под руководством ведущего конструктора В. К. Рубцова. Двухосный, со всеми ведущими колесами БТР предназначался для перевозки восьми пехотинцев. Он имел открытый сверху коробчатый несущий корпус, сваренный из броневых листов толщиной 6-8 мм. В задней стенке корпуса имелись двухстворчатые двери для десанта, а по бокам машины откидные двери для экипажа.


  Бронетранспортер БТР-40  
 
Бронетранспортер БТР-40
 

     В носовой части БТР размещался карбюраторный шестицилиндровый четырехтактный двигатель ГАЗ-40 мощностью 78 л. с. форсированный вариант автомобильного двигателя, примененного на ГАЗ-63.
     На бронетранспортере были применены шины 9,75х18, обеспечивающие неплохую проходимость по бездорожью. В передней части бронетранспортера разместили лебедку с отбором мощности от коробки передач, развивающую тягу до 4500 кг. Было построено несколько опытных образцов машины. Первоначально корпус имел «граненые» борта, в дальнейшем замененные на более простые и технологичные плоские. Менялось и вооружение БТР. Так, второй опытный образец, выпущенный в 1948 г., испытывался с 14,5-мм пулеметом КПВ, смонтированным в небольшой открытой сверху башенке в средней части корпуса. «Объект 141» успешно прошел испытания и в 1950 г. был принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-40.


  Бронетранспортер БТР-40 на учениях  
 
Бронетранспортер БТР-40 на учениях
 

     Вооружение бронетранспортера включало 7,62-мм пулемет СГМТ конструкции Горюнова с прицелом «М» и боекомплектом 1250 патронов. Кроме того, в бортах имелось четыре амбразуры для ведения огня из индивидуального оружия десанта автоматов АК и карабинов СКС. Связь обеспечивалась посредством радиостанции 10-РГ-12. Серийное производство БТР-40 было развернуто на ГАЗ. Машина, построенная в больших количествах, наравне с более тяжелым БТР-152 долгое время составляла основу парка бронетранспортеров Советской Армии и многих других стран. «Боевым крещением» для БТР-40 стали события в Венгрии в ноябре 1956 г. В дальнейшем они широко использовались в многочисленных локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в Африке. Участвовали БТР-40 и в операции по вводу войск стран участниц Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 г.
     БТР-40 неоднократно модернизировался. В 1956 г. был создан опытный бронетранспортер БТР-40В, отличавшийся от исходной машины наличием системы централизованной подкачки шин. Воздух к каждому колесу подавался снаружи, через ступицу. Кроме того, БТР-40В получил две дополнительные фары.


  Вид на место водителя бронетранспортера БТР-40  
 
Вид на место водителя бронетранспортера БТР-40
 

     Через два года, в 1958 г., был разработан более совершенный вариант бронетранспортера БТР-40Б, имеющий бронированную крышу, обеспечивающую лучшую защиту личного состава от осколков, а также поражающих факторов ядерного оружия. В крыше машины разместили два двухстворчатых люка. Пулемет СГМТ, в зависимости от сценария боевого применения, устанавливался на лобовом или кормовом кронштейне. В отличие от БТР-40В, имевшимся лишь в опытных экземплярах, БТР-40Б строился в небольшой серии.
     На базе БТР-40 создавались различные специализированные боевые машины. Фактически одновременно с отработкой базового бронетранспортера велись работы по созданию на его базе зенитной самоходной установки БТР-40А со спаренным 14,5-мм пулеметами КПВ, предназначенной для прикрытия мотопехотных подразделений от маловысотных самолетов, а также ведения огня по наземным целям. Пулеметная установка имела боекомплект 1200 патронов, снабжалась прицелом ОП-1-14, наводилась вручную и имела круговой обстрел. Угол возвышения составлял +90°, угол склонения -5°. Экипаж боевой машины включал четыре-пять человек.


  Бронетранспортер БТР-40ЖД  
 
Бронетранспортер БТР-40ЖД
 

     БТР-40А (ЗТПУ-2) был принят на вооружение в 1951 г. и серийно строился на Горьковском автомобильном заводе. Наиболее оригинальным вариантом БТР-40 является «железнодорожный»: бронетранспортер БТР-40ЖД. Своим появлением эта машина обязана обострению советско-китайских отношений в конце 1960-х гг. Государственная граница между двумя странами, раньше называвшаяся «границей дружбы», по вине недальновидных политиков неожиданно превратилась в некое подобие линии фронта. В короткое время в приграничных районах СССР была восстановлена военная инфраструктура, одним из элементов которой являлись бронепоезда, для взаимодействия с которыми требовалась легкая и быстроходная бронированная машина, способная перемещаться как по железным, так и по грунтовым дорогам. Такая машина, созданная на базе БТР-40 и получившая обозначение БТР-40ЖД, была построена и испытана в 1969 г. Бронетранспортер был оснащен стальными катками с внутренними ребордами, укрепленными на откидных рычагах спереди и сзади корпуса. Движение по железнодорожной колее обеспечивалось основными колесами, откидные рычаги имели пружинную амортизацию. Для замены хода требовалось всего три-пять минут. В вариант БТР-40ЖД было переоборудовано небольшое число серийных бронетранспортеров БТР-40А, БТР-40 и БТР-40А (ЖД) продолжали нести службу на Дальнем Востоке России.

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
Вся размещенная на сайте информация является собственностью администрации.
При копировании материалов, ссылка на zonwar.ru обязательна.
 
 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика