Средний танк Т-12
СССР 


  Средний танк Т-12  
 
Тактико-технические характеристики среднего танка Т-12
Масса, т: 14,28;
Экипаж, чел.: 4;
Высота, м: 3;
Броня лобовая, мм: 22;
Броня бортовая, мм: 12—22;
Вооружение: одна 45-мм пушка, три 7,62-мм пулемета;
Максимальная скорость, км/ч: 26
 

    В конце 1927 г. Орудийно-арсенальный трест получил задание на проектирование и изготовление среднего маневренного танка. Строительство боевой машины должно было осуществляться на Государственном Харьковском паровозостроительном заводе при технической поддержке КБ Орудийно-арсенального треста.
     На тот момент только-только созданное танковое КБ Харьковского паровозостроительного завода еще не имело опыта проектирования боевых машин, т. к. завод занимался производством локомотивов и гусеничных тракторов. Силами КБ завода разрабатывались трансмиссия и ходовая часть будущего танка, а проектирование корпуса и башни велось в КБ Орудийно-арсенального треста в Москве под руководством ведущих конструкторов.
     В работах по созданию танка (получившего наименование Т-12), которые велись на Харьковском паровозостроительном заводе, принимали участие военный инженер Н. М. Тоскин, представитель Орудийно-арсенального треста, а также молодой конструктор А. А. Морозов, в будущем руководитель танкового КБ завода, дважды Герой Социалистического Труда.


  Средний танк Т-12 на полигонных испытаниях  
 
Опытный средний танк Т-12 на полигонных испытаниях
 

    При разработке конструкции Т-12 использовался опыт, полученный при создании МС-1 (Т-18), а также принцип многоярусного размещения вооружения, который в 1921—1925 гг. был весьма популярен у американских военных инженеров.
     Т-12 первоначально предполагалось оснастить пушкой калибра 45 мм и тремя пулеметами системы Федорова. Это вооружение располагалось в главной башне и расположенной над ней малой пулеметной башне, которая вращалась независимо от первой. Однако подобная конструкция имела серьезный недостаток: дело в том, что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой башни. Немаловажен и тот факт, что подобная конструкция влекла за собой увеличение высоты танка, а это, в свою очередь, делало его более заметным и затрудняло маскировку.
     Боекомплект Т-12 состоял из 100 орудийных снарядов и 4000 пулеметных патронов. На танке был установлен авиационный двигатель мощностью 200 л. с.


  Схема опытного танка Т-12  
 
Схема опытного танка Т-12
 

    Одной из особенностей Т-12 являлось то, что место механика-водителя находилось справа от продольной оси танка, что было нехарактерно для советского танкостроения. Также одной из новинок, примененных на Т-12, стал ленточный плавающий тормоз профессора В. И. Заславского.
     Поворот главной башни осуществлялся с помощью механического привода, а для наведения на цель малой башни был предусмотрен спинной упор. У Т-12, как и у МС-1 (Т-18), имелся съемный кронштейн («хвост»), благодаря которому длина танка увеличивалась на 690 мм, что позволяло преодолевать окопы шириной до 2,65 м.
     Испытания Т-12 проходили весной 1930 г. С целью проверки прочности брони танк был подвергнут артиллерийскому обстрелу. После серьезной модернизации танк получил наименование Т-24.
     Сохранившиеся документы позволяют сделать вывод, что рассматривалось три варианта вооружения Т-24: пушка калибра 45 мм и три пулемета ДТ, размещенные как на Т-12, вариант, который предполагал спаренную установку пушки и пулемета, либо трехъярусное размещение вооружения, при котором четвертый пулемет ДТ размещался в лобовом выступе подбашенной коробки. На практике был осуществлен третий вариант размещения вооружения на Т-24.


   
 
Смотрите на сайте:
 
  Смотрите на сайте:
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика