Легкий танк БТ-СВ-2 «Черепаха»
СССР 


  Легкий танк БТ-СВ-2 Черепаха  

     В 1937 г. на танкоремонтном заводе № 48 в Харькове под руководством Н. Ф. Цыганова велась работа по созданию легкого колесно-гусеничного танка с усовершенствованным бронированием на базе БТ-7. К концу 1937 г. был изготовлен экспериментальный образец боевой машины, получившей наименование БТ-СВ-2 «Черепаха» (СВ, т. е. «Сталин — Ворошилов»).
     От базового варианта новый танк отличался в первую очередь особенностями конструкции корпуса. Бронелисты имели значительно больший угол наклона: если у БТ-7 он составлял всего 15°, то у БТ-СВ-2 — 58°. Ширина носовой части совпадала с шириной корпуса: благодаря этому конструкторскому решению оказалось возможным отказаться от передней трубы и кронштейнов ленивцев. Пружинная рессора подвески опорных передних катков, в отличие от остальных, располагалась наклонно.

БТ-СВ-2

    Конструкция корпуса БТ-СВ-2 была почти лишена выступающих частей, кроме колпаков вертикальных пружин подвески. Нижние и угловые бронелисты являлись съемными и крепились с помощью болтов. Для повышения жесткости броневой защиты ходовой части между нижним краем бронелиста и внутренней стенкой корпуса с каждой стороны имелось по три специальные перемычки. Баки для топлива устанавливались в бортовых полостях боевой машины. Топливный бак, который на БТ-7 располагался в кормовой части танка, не стали устанавливать на БТ-СВ-2, благодаря чему появилась возможность смонтировать корму боевой машины из наклонных бронелистов.
     Еще одним отличием БТ-СВ-2 от БТ-7 было то, что система охлаждения двигателя имела два режима работы — боевой и походный. В боевом режиме жалюзи герметично закрывались, и забор воздуха проходил через сетку воздушных карманов, расположенных в кормовой части танка. В походном режиме воздух поступал через открывающиеся боковые жалюзи. Воздух, нагревшийся от двигателя, выходил наружу через кормовые жалюзи.
     БТ-СВ-2 был снабжен радиостанцией, которая располагалась в носовой части боевой машины, т. к. в башне танка отсутствовала ниша. Экипаж БТ-СВ-2 состоял из 4 человек.


  Танк БТ-СВ-2 Черепаха  
 
Легкий танк БТ-СВ-2 «Черепаха»
 

    Толщина бронелистов, из которых был изготовлен корпус танка, составляла 10—12 мм, однако в проекте предполагалось дополнительное бронирование либо с применением брони толщиной 40—55 мм, способной защитить от снарядов калибра 45 мм на любой дистанции, либо с применением более слабой брони толщиной 20—25 мм, которая могла обеспечить защиту только от пуль калибра 12,7 мм.
     Испытания танка БТ-СВ-2 проходили в конце 1937 — начале 1938 г. Всего в ходе испытаний танк прошел 2068 км. Использованному при изготовлении данной модели принципу бронирования в целом была дана положительная оценка комиссией под председательством Е. А. Кульчицкого. Однако ходовая часть, если учитывать и предполагаемое дополнительное бронирование, вместе с которым масса танка составила бы 24—25 т, оказалась недостаточно мощной.
     Планировалось построить образец БТ-СВ-2 с бронированием, заложенным в проект танка, и проверить надежность корпуса и работу ходовой части при увеличенной массе танка, в том числе и подвергнуть образец обстрелу. Однако в начале 1938 г. Н. Ф. Цыганов и другие инженеры из его группы были арестованы, а работы над БТ-СВ-2 прекращены.


  Легкий танк БТ-СВ на испытаниях под Харьковом  
 
Легкий танк БТ-СВ на испытаниях под Харьковом
 

   
 
Смотрите на сайте:
 
 
 
 

 
Copyright © 2009-2017 Большая военная энциклопедия.    Яндекс.Метрика