В начале второй мировой войны в армиях многих стран широко использовались бронеавтомобили тогда как американцы довольно равнодушно относились к этому виду боевой техники. Они располагали большим количеством танков и считали что те лучше справляются с задачами, которые в других армиях возлагались на бронеавтомобили. К июню 1942 года на рассмотрение армейской комиссии были представлены различные опытные образцы, но отклонив нескольких не совсем удачных моделей (Т17 оказался чересчур тяжелым Т17Е1 не устроил американских военных но был принят на вооружение англичанами), командование американской армии в конце концов остановило свой выбор на полно приводной шестиколесной машине Т22Е2, разработанной фирмой «Форд» на базе своего трехосного грузовика с колесной формулой (6x6) и задним расположением двигателя. Однако к моменту принятия на вооружение ее 37-мм пушка уже не справлялась с мощной броней новых немецких танков, поэтому функции противотанковой самоходки были возложены на хорошо бронированные и лучше вооруженные гусеничные машины, бронеавтомобилю же отвели более подходящую роль разведывательной и патрульной машины, с которой он блестяще справлялся благодаря своим прекрасным скоростным качествам на шоссе М8 легко разгонялся до 88 км/ч благодаря небольшой боевой массе и довольно скромному бронированию.
После стандартизации машина получила обозначение «легкий бронеавтомобиль М6» и стала самой распространенной бронемашиной второй мировой войны. Поступив на вооружение американской армии в начале 1943 года, бронемашины М8 широко использовались в механизированных пехотных частях, заменяя устаревшие разведывательные бронеавтомобили МЗА1. В вооруженных силах Великобритании они получили название «Greyhound». В передней части корпуса в невысокой двухместной рубке размещалось отделение управления, в котором слева сидел водитель, а справа — его помощник. Водитель управлял машиной с помощью обычного рулевого колеса, педалей сцепления, тормоза и газа. Рычаги переключения скоростей и демультипликатора находились справа от сиденья водителя. Чтобы упростить подготовку водителей, конструкторы намеренно расположили органы управления так же, как на выпускавшихся в США коммерческих грузовиках фирмы «Форд». Педали сцепления и газа оборудовались гидравлическим усилителем, что существенно облегчало работу водителя и вместе с тем порождало дополнительные проблемы в обслуживании, связанные с постоянными утечками гидравлической жидкости. Перед рулевой колонкой находилась большая приборная доска на которой, по общему мнению водителей М8, не хватало тахометра, а контролировать работу двигателя по звуку было невозможно, так как его заглушал шум дифференциалов раздаточной коробки и карданных валов. Под приборной доской располагался топливоподкачивающий насос, который облегчал запуск холодного двигателя, так как в этом случае однокамерный карбюратор «Зенит» работал плохо.
Обзор водителю и его помощнику обеспечивали смотровые щели с бронезаслонками и перископические приборы наблюдения, расположенные в лобовых бронекрышках отделения управления, которые, откидываясь вперед на шарнирных петлях, опускались на верхний лобовой лист корпуса. На послевоенных машинах на месте откинутой броне крышки можно было устанавливать отдельное лобовое окно со стеклоочистителем и приводным электромоторчиком. Смотровые щели с бронезаслонками были предусмотрены также в бортах отделения управления. В узкой крыше отделения управления над сиденьями водителя и его помощника имелись прямоугольные люки стыковавшиеся по передней кромке крыши с лобовыми броне крышками. Крышка люка водителя откидывалась влево, а его помощника — вправо. В сочетании с открытыми лобовыми броне крышками они обеспечивали водителю и его помощнику беспрепятственный обзор местности впереди машины Люки не имели резиновых герметизирующих прокладок и во время дождя пропускали воду. Это обстоятельство в сочетании с отсутствием крыши на башне и слабой системой отопления серьезно осложняло жизнь экипажей М8 ЗИМОЙ 1944—1945 г.г. Поскольку помощник водителя был мало загружен работой, а водителю, наводчику и заряжающему в боевой обстановке приходилось вкалывать до седьмого пота, то на большинстве бронемашин центральную боеукладку переносили к левому борту боевого отделения, а радиостанцию — к правому чтобы помощник водителя мог выполнять обязанности радиста, делая, по мнению остальных членов экипажа хоть что-то полезное в своей жизни.
Сверху в передней части башни имелась частичная крыша, как у истребителя танков М16 «Хеллкэт» который разрабатывался в то же время. Частичная крыша обеспечивала некоторую защиту телескопического прицела и патронной коробки спаренного пулемета, находившейся спереди слева от пушки. Предполагалось что при плохих погодных условиях остальная часть башни будет накрываться брезентовым тентом, но перед боем экипажи как правило снимали брезент, чтобы обеспечить себе беспрепятственный круговой обзор для поиска целей и маневрирования с целью ухода от ответного огня противника 37-мм пушка М6, являвшаяся основным вооружением бронемашины, представляла собой модернизированную пушку М5, которой оснащались ранние американские легкие танки М2А4 и МЗ. Пушка М6 была на шесть дюймов (152 мм) длиннее чем М5 за счет чего обладала большей начальной скоростью снаряда, и имела полуавтоматический вертикальный клиновый затвор. В вертикальной плоскости пушка наводилась в секторе от -8° до +20°. Максимальная скорострельность составляла 30 выстрелов в минуту, но, чтобы полностью измотать заряжающего хватало и темпа стрельбы 20 выстрелов в минуту. На дальности 450 м бронебойный снаряд М51 пробивал 53-мм броневую плиту с поверхностным цементированием, установленную под углом 30° на дальности 2000 м бронепробиваемость уменьшалась до 35 мм. В со став боекомплекта пушки М6 входили 80 выстрелов, в том числе М63 — фугасные М51В1/М51В2 — бронебойные с защитным колпачком и М74 — бронебойные. Для облегчения бронемашины пушка не оснащалась механизмом гиро стабилизации, которым оборудовались пушки М6 легких танков МЗ «Стюарт» позднего выпуска. Для наведения пушки на цель в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел М51. крепившийся слева от казенной части орудия. На башне бронеавтомобилей М8 раннего выпуска не предусматривался монтаж дополнительного 12,7-мм пулемета, но в войсках специалисты передвижных ремонтных мастерских своими силами оборудовали машины шкворневыми или кольцевыми установками для крупнокалиберных «Браунингов». Последняя стала чуть пи не штатной, но потом была разработана пулеметная установка складного типа, которая крепилась в гнезде, отливавшемся вместе с задней плитой башни, снимавшейся для демонтажа пушки. Она-то и стала стандартной на бронеавтомобилях М8 позднего выпуска. Боекомплект к 12,7-мм пулемету состоял из 500 патронов. 80% из которых были бронебойными, а 20% — трассирующими. Такое же соотношение соблюдалось и для 7,62-мм пулемета. Таким образом, каждый четвертый патрон в ленте был трассирующим о чем свидетельствовала его головка красного цвета. Модификация бронемашины с кольцевой турельной установкой для 12,7-мм пулемета имела обозначение М8Е1.
Боекомплект к пушке размещался в двух сотовых ящиках-боеукладках, один из которых — на 34 выстрела — находился в нижней части правой ниши боевого отделения, а второй — на 30 выстрелов — стоял на попу у левого борта за спинкой сиденья водителя бронемашины. На новых машинах боеукладки закрывались крышками, но в войсках экипажи сразу же снимали их, чтобы облегчить доступ к снарядам. Еще 16 выстрелов — по восемь справа и слева от сиденья командира — в вертикальном положении хранились в специальных держателях на стенке башни.
В задней части корпуса бронеавтомобиля М8 находилось моторное отделение, в котором устанавливался шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Геркулес» JXD с рабочим объемом 5240 см3, развивавший мощность 80,9 кВт (110 л. с.). Обычно двигатели серии «Геркулес» JX использовались в качестве стационарных силовых установок для насосных или генераторных станции, но, как и многие другие образцы моторов, выпускавшихся для гражданских целей, были приспособлены для нужд армии. Низкая степень сжатия (6,5:1) позволяла использовать низкооктановые сорта бензина. Топливный бак на 212 литров, изготовленный из самозатягивающейся резины и заключенный в стальной кожух, размещался между двигателем и противопожарной перегородкой, отделявшей боевое отделение от моторного. С двигателем взаимодействовала трансмиссия типа «Синкромек», которая облегчала переключение скоростей, устраняя необходимость в двойном выжимании сцепления, и состояла из четырехскоростной (четыре скорости вперед и одна заднего хода) коробки передач, демультипликатора, расширявшего диапазон скоростей до 8 вперед и 2 назад, раздаточной коробки, двойного дифференциала и гидравлических тормозов с вакуумным усилителем. Заключенные в бронированные кожухи все три оси М8 приводились отдельными карданными валами причем передний привод можно было отключать при совершении продолжительных маршей по дорогам с твердым покрытием.
|