Гусеничная РСЗО БМ-24Т
СССР  


  Реактивная система залпового огня БМ-24Т  
 
Реактивная система залпового огня БМ-24Т
 

 
Тактико-технические характеристики БМ-24Т
Калибр реактивного снаряда, мм: 240;
Число направляющих: 12;
Наибольшая скорость снаряда, м/с: 280 – 600;
Время производства залпа, с: 6 – 8;
Дальность стрельбы, м: 6575 – 16000;
Наибольший угол возвышения, град.: +50;
Угол горизонтального обстрела, град.: 180;
Масса реактивного снаряда, кг: 112,5 – 109;
Масса пусковой установки, кг: 14118
 

  Артиллерийский тягач АТ-С  
 
Артиллерийский тягач АТ-С
 

В годы второй мировой войны неоднократно повторялась ситуация, когда наступающие танковые части были вынуждены остановить наступление только из-за того, что оставались без поддержки артиллерии и мотопехоты, передвигавшихся на не обладающей достаточной проходимостью колесной технике. По этой причине советское командование в послевоенные годы стремилось укомплектовать все боевые части танковых дивизий и корпусов гусеничной техникой, не уступающей по проходимости танкам.

Наглядным примером этому является создание наряду с колесной боевой машиной реактивной артиллерии БМ-24 также и ее гусеничного аналога БМ-24Т. Если БМ-24 поступала на вооружение полков (бригад) реактивной артиллерии стрелковых и механизированных корпусов, то машинами БМ-24Т были вооружены полки реактивной артиллерии танковых корпусов.
Хотя БМ-24Т первоначально рассматривалась лишь как гусеничный аналог колесной боевой машины БМ-24, конструкторам пришлось разрабатывать ее практически заново.


  Боевая машина БМ-24Т  
 
Боевая машина БМ-24Т: 1 - ствол; 2 - ферма; 3 - вертлюг; 4 - тумба; 5 - рама; 6 - поворотный механизм; 7 - подъемный механизм; 8 - прицельные приспособления; 9 - защита кабины; 10 - световая сигнализация
 

Принципиальным отличием артиллерийской части БМ-24Т является замена сотовых направляющих трубчатыми. В многоствольных пусковых установках такие направляющие исключают воздействие пороховых газов реактивного двигателя одного снаряда на другие снаряды во время движения его по направляющей. Кроме того, трубчатые направляющие более просты в производстве, чем сотовые направляющие и при одинаковой баллистике имеют меньшую длину. В частности, у БМ-24Т длина направляющих составляет 1400 мм по сравнению с 2000 мм у БМ-24.
Артиллерийская часть БМ-24Т имеет пакет из 12 направляющих, размещенных в два яруса по шесть направляющих в каждом ярусе. Пакет направляющих закреплен на вертлюге, соединенном шаровым погоном с неподвижной тумбой, смонтированной на лонжеронах рамы шасси.


  Реактивная система залпового огня БМ-21 «Град»  
 
Боевая машина БМ-24Т (походное положение под чехлом): 1 - поручень; 2 - скоба; 3 - блок сигнальщика; 4 - задний блок сигнализации
 

Подъемный и поворотный механизмы артиллерийской части имеют ручные приводы и обеспечивают наведение пакета направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от +10° до +50°, сектор обстрела в горизонтальной плоскости составляет 180°.
Стрельба ведется теми же реактивными снарядами, которые входят в боекомплект боевой машины БМ-24. Время полного залпа составляет 6 - 8 с, для заряжания требуется 3 - 4 мин.

Использование в качестве ходовой части БМ-24Т шасси среднего гусеничного артиллерийского тягача АТ-С имеет дизельный двигатель В-54Т мощностью 1275 л. с. На шоссе этот двигатель позволяет развивать наибольшую скорость 35 км/час, на пересеченной местности — 20 км/ час. Запас хода по шоссе составляет 300 км.
Благодаря гусеничной ходовой части БМ-24Т обладает высокой проходимостью по пересеченной местности. Она преодолевает подъемы с углом до 30° и броды глубиной до 1 м.


  Пусковая установка РСЗО БМ-24Т  

На походе весь расчет боевой машины размещается в закрытой кабине, оборудованной вентилятором, огнетушителем и радиостанцией. Время перевода машины из походного положения в боевое не превышает 1,5 - 2,0 мин.
В боевом положении стекла кабины закрываются легкими броневыми щитками. Благодаря значительной массе боевой машины (с расчетом, снарядами и ЗИП она составляет 16100 кг) ее устойчивость при стрельбе обеспечивается и без использования домкратов.

Оценивая БМ-24Т в целом, следует отметить, что, как и многие гусеничные машины, она обладает меньшей, чем ее колесный прототип, скоростью движения и меньшим запасом хода и ограниченным моторесурсом. Ее масса почти в два раза превышает массу БМ-24. Однако все эти недостатки в значительной степени компенсируются повышенной проходимостью, позволяющей в нужный момент поддержать наступающие танковые части мощным огнем.


  Пусковая установка РСЗО БМ-24Т  
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия. Яндекс.Метрика