305-мм пушки М1918 и М1895 на железнодорожном транспортере М1918
США 

  305-мм пушка М1918 на железнодорожном транспортере М1918 МII  
 
Тактико-технические характеристики
М 1918
  Калибр, мм
  304,8
  Длина ствола, калибров
  50,7
  Наибольший угол возвышения, град.
  +40°
  Угол горизонтального наведения, град.
  -4°
  Угол склонения, град.
  0°
  Масса в походном положении, кг
  249475
  Масса фугасного снаряда, кг
  317,5
  Начальная скорость снаряда, м/с
  975
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  41148
 

   По примеру армий других участвовавших в Первой мировой войне держав командование американской армии стремилось иметь в своем распоряжении мощные дальнобойные железнодорожные артиллерийские системы калибром 305 мм (12 дюймов). Реализации этих намерений во многом способствовало то обстоятельство, что при создании своих железнодорожных артиллерийских установок американские инженеры могли использовать опыт, накопленный в этой области французскими фирмами, а также наличие 3 морских 305-мм пушек М 1918, изготовленных по заказу ВМФ Чили фирмой Bethlehem Steel Company но так и не переданных заказчику в связи с вступлением США в войну.

    Пушка М 1918 была современным орудием, длина ее ствола составляла 50,7 калибров, затвор был поршневым, масса пушки достигала 80 285 кг. Для стрельбы по наземным целям могли использоваться фугасные снаряды массой 317,5 кг. При начальной скорости 975 м/с они могли поражать цели на расстоянии 41 148 м.
    Для пушки разработали железнодорожный транспортер М 1918, основные конструктивные элементы которого были заимствованы у разработанных фирмой Schneider транспортеров «скользящего типа». В то же время, чтобы избежать необходимости устройства ровика над казенной частью пушки при стрельбе с большими углами возвышения, цапфы люльки разместили выше, чем у французских прототипов. Это повлекло за собой некоторое изменение несущих конструкций главной балки транспортера. Корректировке подвергалось и конструкция ходовой части транспортера. Балансиры, опиравшиеся на две четырехосные железнодорожные тележки каждый, разместили между несущими рамами главной балки, а не под ними. Это позволило несколько уменьшить высоту транспортера. Для возвращения установки в исходное положение после выстрела в каждую внутреннюю тележку встроили механизм с ручным приводом, благодаря чему две команды по четыре человека в каждой могли передвигать всю установку массой 249 500 кг со скоростью 0,9 м/мин. Впрочем, для этой цели на первом балансире имелась и лебедка с приводом от бензинового двигателя, а на тележках имелись реверсируемые электрические приводы, электроэнергию для которых вырабатывал специальный генератор мощности 25 кВт.
    В кормовой части транспортера была оборудована подготовительная площадка с подъемным краном. С помощью крана боеприпасы подавались из вагона-погреба на находившиеся на площадке тележки с лотками, которые затем по наклонным направляющим скатывались под действием силы тяжести к казенной части орудия.
    Изготовление всех трех 305-мм железнодорожных установок с пушками М 1918 затянулось до конца войны, так что они так и остались в США. В течении нескольких лет они числились в «осадной артиллерии», поскольку из-за отсутствия механизмов горизонтального наведения использовать их в береговой артиллерии не представлялось возможным. В конце 20-х годов все они были списаны и сданы в металлолом.
    Несколько дольше прослужили 305-мм железнодорожные артиллерийские установки с пушками М 1895. Транспортеры для этих установок были изготовлены французской фирмой Batignolles, а пушки были доставлены из США, где их изъяли из укреплений системы береговой обороны. Для ускорения изготовления установок пушки поставлялись вместе с их штатными станками на заводы фирмы Batignolles, где их монтировали на транспортерах.

    Несмотря на исключительно быстрые темпы работ по изготовлению установок, первые образцы их были переданы представителям американского экспедиционного корпуса лишь незадолго до окончания войны, так что вместо первоначально запланированной серии в 18 установок изготовили «только» 12 единиц, а от производства остальных решили отказаться.
    По окончании Первой мировой войны все изготовленные установки были доставлены в США. На вооружении американской армии они числились вплоть до конца Второй мировой войны, однако сведения об их использовании во время этой войны отсутствуют.

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.