Как уже упоминалось ранее, в годы Первой мировой войны фирма Schneider выпустила несколько 305-мм железнодорожных артиллерийских установок, представлявших собой морскую пушку М 1893/96 на железнодорожном транспортере «скользящего типа». Эти же пушки другая французская фирма Batignolles использовала для создания своих железнодорожных артиллерийских установок на транспортерах типа «лафет с люлькой». Главная балка транспортера фирмы Batignolles включала две продольные параллельные несущие конструкции, соединенные поперечными связями. Главная балка была установлена на двух четырехосных железнодорожных тележках, а в средней части она имела центральный штырь, на котором монтировался станок пушки. Нижним основанием станка служили опорная плита с зубчатым сектором, в зацепление с которым входили шестерни ручного поворотного механизма. Таким образом обеспечивалась возможность наведения орудия в горизонтальной плоскости в диапазоне ±10°.
При подготовке огневой позиции для этой железнодорожной артиллерийской установки использовали перевозившейся на специальном вагоне комплект принадлежностей из пяти поперечных балок и короба. С помощью подъемного крана поперечные балки укладывались на рельсовый путь таким образом, что после подачи установки на позицию две балки оказывались под передней железнодорожной тележкой, а три остальные — под задней. Перед стрельбой через отверстия в нижнем поясе главной балки с каждой стороны транспортера устанавливали по 12 клиньев, обеспечивающих опирание главной балки на поперечные балки. Также входивший в комплект принадлежностей короб вкапывался в железнодорожную насыпь в том месте, где должна была перемещаться при выстреле казенная часть орудия. Таким образом исключалось соударение казенной части с грунтом. На подготовку огневой позиции в среднем уходило 5—6 часов, однако после подачи установки на позицию требовалось лишь несколько минут до того момента, когда можно было начинать стрельбу. Подача боеприпасов осуществлялась с помощью подъемного механизма и зарядной тележки. Заряжание производилось только при определенном угле наклона орудия.
Поскольку живучесть ствола пушки составляла всего 100 выстрелов, вскоре после принятия 305-мм железнодорожных артиллерийских установок на вооружение фирме Batignolles пришлось рассверлить стволы пушек всех восьми установок до калибра 320 мм.
|